Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Воспитание в духе толерантности как одна из целей школьного исторического образования.

Формирование толерантности – важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. Важность формирования толерантности в школе понимается во всем мире. Приведем только одно высказывание известного итальянского писателя и философа Умберто Эко, прозвучавшее несколько лет назад на проходившем в Испании конгрессе по проблемам толерантности: “Третий мир стучится в двери Европы, входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. В следующем тысячелетии Европа превратится… в многоцветный континент. Эта смычка (или стычка?) культур может привести к кровавым последствиям. Эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго… Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться уже в детстве, в ранней юности, в школе и дома, везде, где возможно”.

Как помогают в воспитании толерантности методологические принципы обучения истории.

Широкое использование конкретного опыта истории страны и мира для формирования толерантного сознания школьников строится на основе выдвинутых в науке методологических принципов осмысления исторического прошлого. Важнейшим из них является принцип историзма, требующий рассмотрения фактов, событий, идей. Реализация ценностно-гуманистического подхода при рассмотрении различных конфликтов в истории требует, чтобы объяснялось поведение не только больших масс людей или властных структур, но и отдельного человека.

Учитель может использовать такой прием психологического, личностно ориентированного подхода, как “рассказ очевидца”. Важным условием формирования толерантного сознания школьников является использование в преподавании истории социокультурного подхода, который дает возможность глубже осмыслить культурно-национальное своеобразие каждого народа, помогает развивать чувство терпимости, дружелюбия.

Условия формирования толерантного сознания.

Одним из таких условий является показ связи любого проявления нетерпимости, конфликтности с политическим режимом и господствующей при нем идеологией. Опыт тоталитарных режимов XX в. не должен быть забыт новым, молодым поколением. Не менее важной является реализация в курсах гражданской истории этнической составляющей, позволяющей, прежде всего, показать единство и общность, близость и многообразие народов мира.

Необходимое условие формирования толерантного сознания – это постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире, к пониманию сущности нынешних проявлений конфликтности и нетерпимости, терроризма и неонацизма.

Учитель может предложить ученикам обсудить проблему: почему участие значительных групп людей в массовом геноциде стало возможно в XX в.? Почему оказались отброшены многовековые общечеловеческие ценности – религиозные, моральные, политические? Учителю важно обсудить со школьниками, как страх перед террором и ужас самого террора изменяют личность человека.

Проблема толерантности на методическом уровне.

Одна из принципиальных особенностей методики формирования толерантного сознания в процессе изучения истории состоит в показе нарушения толерантности, объяснении того, почему интолерантность во все исторические эпохи в разных странах охватывала не только группы людей, но и целые государства и сообщества.

Важно показать на уроке примеры не только антигуманной, нередко бесчеловечной сущности интолерантности, но и проявления высокой терпимости, взаимопонимания, уважения к народам и человеку.

При рассмотрении образа жизни и поведения крестьян в пореформенный период XIX века очень важно показать соседскую помощь односельчанам, оказавшиеся в трудном положении:

- приглашать для помощи на срочных работах (распашка, жатва, строительство дома)

- помощь больным, вдовам, сиротам

- во время русско-турецкой войны 1777-1778 помощь семьям ратников в ряде деревень

- гостеприимство к чужим людям

- особое отношение в деревне к нищим

Учитель может предложить учащимся объяснить причины такого доброжелательства и милосердия. Учащиеся обычно говорят о традициях крестьянской общины, о необходимости постоянных компромиссов и совместных решений при общинной форме управления. Это тысячелетний опыт вырабатывал умение жить вместе, помогать друг другу, видеть в чужом убогом и нищем такого человека как ты сам.

Система ценностей крестьянства определялась православной верой. Нравственные понятия передавались из поколения в поколение, постоянно звучали в церковных проповедях, наставлениях родителей, учителей сельских школ. Все это формировало опыт толерантного поведения в каждодневной жизни.

Другим проявлением толерантного поведения, получившим широкое распространение в XIX в. была благотворительность. История благотворительности в России – яркая страница проявления в несвободном, сословном обществе, в недемократическом государстве стремления помочь “униженным и оскорбленным”. Возможно провести ученическую конференцию “благотворительность и меценатство в Елабуге в к. XIX – н. XX в.” и на примере деятельности елабужских купцов-меценатов показать. что огромная масса населения могла получать помощь, знания, культуру только через благотворительские начинания частных лиц.

Учитель спрашивает: “Мотивы благотворительной деятельности?” Учащиеся говорят о проявлении сострадания, жалости, милосердия, доброты, терпимости, сознания общности с обездоленными людьми – о желании реально помочь им своим трудом и средствами.

Важно при этом, чтобы ребята провели исследовательскую работу по материалам местных библиотек и архивов: кто же они – русские жертвователи и меценаты? На примере родного города.

Благотворительный комитет Стахеевых имел на счету тысячи рублей - были построены жилые дома, Елабужское отделение русского промышленного банка, училища, гимназии, храмы, за свой счет они электрофицировали Елабугу, (первый 10 городов республики, в том числе и Елабуга). Огромные средства тратили на помощь людям.

Черновы: на проценты с их благотворительного фонда строились храмы во многих уездах Вятской губернии.

Гирбасовы: земская больница, богадельни, приюты, церковно-приходские школы и т.д. И.В.Шишкин на свои средства спас уникальный памятник старины “Чертово городище” и построил водопровод в городе. Примером подлинного толерантного сознания в Российской империи было поведение В.Короленко и известного адвоката А.Ф.Кони в так называемом “Мултанском деле”. Клеветническое обвинение было выдвинуто полицейскими властями, что разожгло национальную и религиозную рознь между вотяками и русскими. Защищая вотяков, Короленко и Кони выступали против национальной и религиозной нетерпимости, против розни и предрассудков в обществе. Обвиняемые были оправданы.

Л.Н.Толстой, М.Горький – неоднократно выступали в защиту терпимости и милосердия людей друг другу, за единство и взаимопонимание людей разных сословий, слоев и наций.

Наиболее просвещенные люди России осуждали и осуждают любые проявления национальной и религиозной нетерпимости. Особенно эта тема актуальна в нашем регионе: здесь проживает много национальностей. Роль учителя истории в формировании толерантного сознания первостепенно. Важными условиями успехов являются организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, использование национально-регионального компонента и краеведческого материала.