Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Разделы: История и обществознание


Объём различных форм учебной работы: 34 часа.

В том числе:

  • вводная лекция – 1 час;
  • прикладные проекты – 5 часов;
  • ролево-игровые проекты – 7 часов;
  • исследовательские проекты – 5 часов;
  • творческие проекты – 16 часов.

Пояснительная записка

Программа курса по выбору “По следам древних людей” предназначена для учащихся 5-го класса.

Цель курса: пробудить у учащихся 5 класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности.

Задачи:

  • освоить основы проектной деятельности;
  • научиться разрабатывать различные виды проектов по истории;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к предмету. А этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” обозначает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. И в этом поможет метод проектов. Как известно, этот дидактический метод имеет много достоинств. Применение метода проектов даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников. Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет выстроить процесс обучения и развития в данном направлении.

Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и так далее. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении определённой теоретической или практической проблемы. Опыт такой деятельности очень важен для учащихся, так как соединяет в себе не только знания, умения, навыки, но и обширные компетенции и ценности. Обучив учеников 5 класса различным видам проектной деятельности и разработав с ними целый ряд прикладных, информационных, исследовательских, ролево-игровых и творческих проектов мы можем сформировать у них стойкий интерес к изучению истории. В процессе проектной деятельности ученики приобретут и разовьют очень ценные умения, навыки и компетентности, необходимые в учёбе и вне неё. Большая часть времени отводится на выполнение творческих проектов, как наиболее сложных и трудоёмких. Причём проект “Пишем учебник сами!” проходит через весь курс. Ученики разрабатывают так же информационные, исследовательские, ролево-игровые и прикладные проекта. Завершается каждый проект презентацией и анализом работы. В конце учебного года, при завершении курса, можно организовать презентацию – выставку всех продуктов проектной деятельности за год.

Учебно-тематический план

Тема занятия Всего часов Основной вид деятельности Формы контроля
1 Вводное занятие. Что такое проект? Виды проектов. 1 лекция собеседование
  Открытия и изобретения древнейших людей. 5    
2 Керамика 1 прикладной проект презентация
3 Ткачество 1 прикладной проект презентация
4 Как первобытные люди рисовали на скалах? 1 прикладной проект презентация
5 Пишем учебник сами! История первобытного общества 2 творческий + исследовательский проект презентация 1 главы учебника
  Загадки Древнего Востока 17    
6 Свойства пирамиды 2 исследовательский проект презентация
7 Существует ли проклятье фараонов? 1 информационный проект презентация
8 Пишем учебник сами! История Древнего Египта 2 творческий + исследовательский проект презентация 2 главы учебника
9 Письмена на глиняных табличках 1 прикладной проект презентация
10 Если бы я был царём Хаммурапи… 2 творческий + исследовательский проект презентация
11 О чём рассказывает книга книг (Библия)? 2 исследовательский проект презентация
12 Пишем летопись Ассирийской державы. 2 исследовательский + творческий проект презентация
13 Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям, и другим историческим источникам) 2 исследовательский + творческий проект презентация
14 Рецепт бумаги от древних китайцев 1 прикладной презентация
15 Пишем учебник сами! Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай 2 творческий + исследовательский проект презентация 3, 4, 5 глав учебника
  Древняя Греция 9    
16 Афинская демократия 1 Ролево-игровой проект игра-презентация
17 В древнегреческом театре 4 Ролево-игровой проект спектакль “по древнегречески”
18 Афинская школа 1 Ролево-игровой проект игра - презентация
19 Олимпийские игры в Греции 1 Ролево-игровой проект Соревнования по олимпийской системе Древней Греции
20 Пишем учебник сами! История древней Греции 2 творческий + исследовательский проект презентация 6 главы учебника
  Древний Рим 3    
21 Современно ли римское право? 1 исследовательский презентация
22 Пишем учебник сами! История Древнего Рима. 2 творческий + исследовательский проект презентация 7 главы учебника

 Программа курса по выбору “По следам древних людей”

Вводное занятие. Что такое проект? Виды проектов. Проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Оформление проекта (1).

Тема I. Открытия и изобретения древнейших людей (5).

Керамика. Первобытный способ изготовления и украшения керамики. Изготовление керамического изделия. Оформление и презентация прикладного проекта(1).

Ткачество. Устройство древнейшего ткацкого станка. Как получали нити для ткачества? Древнейшие способы ткачества. Изготовление модели простейшего ткацкого станка. Изготовление ткани. Оформление и презентация прикладного проекта(1).

Как первобытные люди рисовали на скалах? Первобытная живопись. Изготовление модели “фрагмента скалы” из алебастра, гипса или цемента. Создание “наскального” рисунка при помощи различных техник. Оформление и презентация прикладного проекта(1).

Пишем учебник сами! История первобытного общества. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).

Тема II.Загадки Древнего Востока (17)

Свойства пирамиды. Изготовление модели пирамиды. Постановка эксперимента: проверка её свойств (проращивание зерна и др.). Оформление и презентация исследовательского проекта(1).

Существует ли проклятье фараонов? Разделение класса на группы. Опережающее задание: найти информацию по данной проблеме. Защита групп. Ответы на вопросы оппонентов. Оформление информационного проекта.

Пишем учебник сами! История Древнего Египта. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).

Письмена на глиняных табличках. Изготовление глиняных табличек и инструментов для письма. Составление клинописного текста. Презентация и оформление прикладного проекта(1).

Если бы я был царём Хаммурапи…Изучение законов Хаммурапи. Составление своего сборника законов с учётом реалий Древнего Вавилона. Оформление и презентация творческого проекта (2).

О чём рассказывает книга книг? Изучение некоторых разделов Библии (детский вариант). Дискуссия: Можно ли считать Библию историческим источником? Оформление и презентация творческого проекта (2).

Пишем летопись Ассирийской державы. Изучение разрозненных фрагментов по истории Ассирии. Составление летописи. Презентация творческого проекта (2).

Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям и другим историческим источникам). Изучение источников по истории Древней Индии. Составление психологического портрета жителя Древней Индии. Презентация творческого проекта (2).

Рецепт бумаги от древних китайцев. Изучение древнекитайского способа получения бумаги. Изготовление бумаги по древнекитайскому рецепту. Оформление и презентация творческого проекта (1).

Пишем учебник сами! Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).

Тема III. Древняя Греция (9).

Афинская демократия. Подготовка и проведение ролевой игры (1).

В древнегреческом театре. Изучение истории древнегреческого театра. Подготовка инсценировки произведения одного из древнегреческих авторов, с соблюдением канонов театрального представления в Древней Греции (4).

Афинская школа. Подготовка и проведение ролевой игры (1).

Олимпийские игры в Греции. Подготовка и проведение соревнований по олимпийской системе Древней Греции(1).

Пишем учебник сами! История Древней Греции. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).

Тема IV. Древний Рим (3).

Современно ли римское право? Изучение некоторых фрагментов римского права. Дискуссия: Современно ли римское право? Оформление и презентация исследовательского проекта (1).

Пишем учебник сами! История Древнего Рима. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).

Методические рекомендации к курсу по выбору “По следам древних людей”.

На вводном занятии учащиеся получают представление о том, что такое проект, о различных видах проектов, этапах проектной деятельности и порядке оформления проекта. При выполнении прикладных проектов: “Керамика”, “Ткачество” и других можно составить стандартную технологическую карту проекта. При разработке данного типа проектов, каждый участник выполняет практическую работу самостоятельно, а оформляются и обобщаются материалы сообща. При выполнении информационного проекта важно помочь учащимся отобрать интересный материал, организовать дискуссию и грамотно оформить результаты в виде выставки, газеты, брошюры и т. д.. Ролево-игровые проекты “Афинская демократия”, “В древнегреческом театре” и другие предназначены для того, чтобы ученики, могли увидеть фрагмент жизни древних людей “изнутри”, поэтому здесь важно соблюдать все детали. При выполнении исследовательских проектов: “Свойства пирамиды” и других, учащиеся получают первые навыки проведения и оформления научной работы. Это обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, выявление методов поиска и источников информации, обозначение цели и задач, выдвижение гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление результатов, представление доклада, анализ работы, обозначение перспектив дальнейших исследований. Самыми сложными являются творческие проекты. Здесь учащимся необходимо оказать самую большую организационную и консультативную помощь. Желательно разделить их на группы, каждая из которых выполняет свою не очень большую по объёму часть работы. Так при выполнении проекта “Летопись Ассирийской державы”, учащимся выдаются перепутанные фрагменты из истории Ассирии. Им необходимо отсортировать и изучить информацию, а затем составить летопись в правильной хронологической последовательности и с учётом стиля древности. Технология обучения истории, когда учащиеся работают с различными историческими источниками и сами пишут учебники, существует в российском образовании. Конечно, это очень трудная, но интересная и эффективная работа, развивающая как исследовательские навыки, так и творческое мышление. Учитель должен консультировать участников творческого проекта на каждом этапе работы, особенно при её оформлении. По окончании изучения элективного курса можно устроить большой праздник, на котором представить ученикам, учителям и родителям все продукты проектной деятельности. В работе над данным элективным курсом будет эффективным сотрудничество учителя истории с учителями литературы, мировой художественной культуры, физкультуры, руководителем театральной студии и другими.

Список литературы:

  1. История древнего мира: Учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 5-е изд.- М.: Просвещение,1999.-287 с.
  2. Крушкол Ю.С.Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.- 272 с.
  3. Немировский А.И.Книга для чтения по истории Древнего мира. - М.: Дрофа, 1996.–640с.