Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося

Разделы: Литература


Все мы оказались выбиты из прежней жизни, все мы перед лицом новой реальности, и все мы уже во многом не те, что были вчера. Мы переживаем время крушения идеалов, разочарования в идеях, духовного кризиса. Особенно тяжело в такое время молодёжи, потому что в эти годы важно обрести нравственные ориентиры в отношении к миру, обществу, людям, себе.

В жизнь входит поколение, для которого то, что ещё было ясно как дважды два, абсолютно неведомо.

А если ребёнок потерял веру в человека, в его душе происходит надлом, нередко трагедия. Он перестаёт верить в правду, истину, и становится или озлобленным, ожесточённым, или же безвольным и лицемерным, становится нравственно толстокожим, для которого не существует этических ценностей. Чтобы этого не произошло, наша первостепенная задача – “не только и не столько в том, чтобы научить работать в условиях рынка, а прежде всего в том, чтобы помочь жить в этих условиях, нравственно выстоять”. Это высказывание Айзермана я взяла эпиграфом к моей педагогической деятельности, а на уроках я пользуюсь его методикой. В ней меня привлекло личностно ориентированное развитие, которое возможно только при наличии сотрудничества. Я считаю, что процесс обучения должен:

  • способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого, когда цели обучения принимаются как свои личные;
  • создать условия для самостоятельного творческого поиска.

Для успешного воплощения этого в преподавании литературы должен главенствовать гуманистический подход – признание ценности, своеобразия, достоинства человеческой личности. А это требует тесного взаимодействия учителя и ученика с целью содействия ему в создании своей личности, определении собственного отношения к миру и людям, в подготовке к вступлению в жизнь.

Атмосфера урока литературы – атмосфера доверия и взаимоуважения, ожидания необычного и радостного поиска.

Поэтому на первом уроке литературы учащиеся пишут сочинение “Расскажи мне о себе” - это позволяет учащимся осознать, что он интересен для учителя как личность, а мне помогает узнать учащихся поближе, узнать их наклонности, увлечения, которые в дальнейшем можно развить, а от негативных помочь избавиться.

Принципы личностного подхода можно реализовать только в ситуации общения совместной деятельности учителя и учащихся. Вот почему на уроках всегда идёт совместная работа, начиная со знакомства того или другого произведения. Ни для кого не секрет, что учащиеся сейчас очень мало читают, и очень трудно увлечь его чтением. Поэтому на своих уроках мы знакомимся с произведениями по хрестоматиям: “Русская литература” 9 кл., составитель Свирский В., “Русская литература XX века”, составитель В.С. Агеносов I и II части, придерживаюсь методики

Л. Айзермана – целостного восприятия произведения. На 1 курсе – чтение вслух, по ролям, на 2-3 курсах самостоятельное чтение. Идёт активное обсуждение прочитанного, в котором принимают участие почти все учащиеся, а не 5-6 человек, которые прочитали текст дома.

“Литература для того, чтобы её читали, а не вдалбливали с детских лет, когда человек ещё не может противодействовать этому. Я уверен, что Гоголь сжёг бы первый том “Мёртвых душ”, если бы узнал, сколько страданий его поэма приносит детям”. Да и не только Гоголь, можно добавить к высказыванию Л. Айзермана. Чтобы учащийся мог духовно приобщиться к литературе, он должен иметь определённую свободу выбора, чтобы каждый находил в выбранном им произведении созвучное именно его душе. “Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом”, - А. Франс.

Учащимся разрешается самостоятельный выбор стихотворений для заучивания. Всегда радует, когда учащиеся находят дома сборники, произведения, приносят их в класс. Когда ребята в первый раз получают такое задание, некоторые идут по наилегчайшему пути, выбирая самое короткое стихотворение. И как же иногда такому учащемуся бывает стыдно, слушая своих товарищей. В индивидуальной беседе: почему он выбрал именно это стихотворение, чем стихотворение его привлекло, часто ему нечего ответить. Поэтому во второй раз он уже выбирает стихотворение более ответственно. Самостоятельный выбор учащимся предоставляется и при написании рефератов по теме “Поэты-барды”.

Ведь сопереживание рождается тогда, когда прочитанное предстаёт перед ребятами как нечто, к ним лично имеющее отношение, когда в тревогах, волнениях, радостях и печалях ушедших дней и людей видят они отражение своих тревог и волнений, своих радостей и печалей. Тогда книга, написанная вчера, участвует в сегодняшних духовных исканиях, она учит их думать и чувствовать. Размышляя над страницами хрестоматийных произведений, учу думать о жизни, о себе, о нравственности, о человеческих взаимоотношениях, учу видеть, что их окружает.

Чтобы как-то приблизить читаемое к реальной жизни, после той или иной темы предлагаю ребятам подумать над поставленными вопросами. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры: “Какие бы черты характера А. Болконского (Н. Ростовой) я хотел бы выработать у себя”; “Как вы понимаете слова И. Бунина “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”; “Счастье в моём понимании (по творчеству А. М. Горького); “А что значит, быть гуманистом сегодня, в нашей современной жизни?”; “Нужно ли сострадание в наши дни?”; “Что я принимаю и что отрицаю в Базарове?”; “Уже 16 или ещё 16?”.

Постижение литературы только рациональным путём, однобоко и противоречит природе искусства. Поэтому в своей работе использую различные творческие задания: после знакомства с творчеством Салтыкова-Щедрина М.Е.

получают домашнее задание, сочинить детскую сказку - установление связи между литературой и действительностью.

По словам К.С. Станиславского “Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством”. Поэтому, чтобы Пушкин и Лермонтов, Островский и Достоевский, Толстой и Чехов были восприняты духовно и личностно, нужно, чтобы они были пережиты.

Тогда произведения классиков не только дают полное представление о том времени, когда было написано произведение, но и говорят что-то современному поколению. Поэтому произведение нужно вынести на “сцену”.

Провожу театрализованные уроки. Такие уроки лучше всего проводить как заключительные по творчеству А. Островского: “Театр Островского”, на котором ребята инсценировали отрывки из 5 пьес драматурга, отобранные ими самостоятельно. Урок-вечер “ в петербургском кабаре “Бродячая собака” (поэзия серебряного века).

На 2 курсе провожу заключительный урок – театрализованный. Ребята выбирают сцену из произведения, пройденного за 1 и 2 курс.

Давно утверждают, что каждый ребёнок по-своему талантлив и неповторим. Как развиваться этому таланту у нас в лицее? Уверена, что ребята должны проявить свои способности, и самый лучший урок для этого – урок литературы. Считаю, что урок должна готовить не только я, но и сами ребята. И вести его мы должны вместе: кто рисует, кто-то читает наизусть, кто-то спорит, отстаивая свою точку зрения, свой взгляд на проблему. Это уроки-конкурсы. Такие уроки хорошо проводить как завершающий урок по творчеству нескольких поэтов. Например, мною был проведён урок – конкурс “Я – поэт, этим и интересен” (по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского).

Кроме того, такие уроки позволяют проявить умение по своему восприятию дать оценку творчества поэта, писателя; систематизировать знания по творчеству поэтов, писателей; смекалку, находчивость, воспитать умение работать в коллективе.

Вот почему самопознание себя в новом мире и нового мира в себе имеет важное значение. А в этом осмыслении новой жизни ребятам помогут писатели. Наша задача – научить их слышать голоса.

Конечно, только на уроке литературы к жизни не подготовить. Но уроки литературы и истории научат молодых людей думать о людях близких и далёких, о проблемах нашей жизни, о радостях и бедах Родины и человечества, о том, как необходимо, чтобы весь огромный мир с его тревогами и волнениями вошёл в мир чувств и переживаний молодых людей. В этом им помогают бинарные уроки с преподавателями истории “Непокорённый Ленинград”, “Строки, опалённые огнём”, “Край открытий и начал”, посвящённый 175 – летию Енисейской губернии. Для таких уроков характерен творческий подход учащихся в подборе материала, самоорганизация и инициатива. Рассматривается вопрос о комплексе, помимо исторических фактов уделяется внимание традициям, обычаям и нравам прошлого. В результате формируется целостное представление о жизни общества, расширяется кругозор. Но самое главное – происходит духовное саморазвитие личности.

Я сама была поражена и удивлена, когда преподаватель химии предложила мне провести с ней бинарный урок. Казалось бы, какая связь между литературой и химией? Нашли и выбрали тему: “Металлы и их соединения” и поэзия “Серебряного века”.

Ребята находили стихотворения, в которых поэты использовали свойства металла, выбранного ими. При подготовке к этому уроку ребята самостоятельно работали с литературными источниками, с поэтическим текстом. Ещё раз прикоснулись к “серебряному веку”. Проявили свои творческие способности.

Я полностью согласна с В. Распутиным “Я не верю человека, оторванного от своей земли, от своих могил – ему тогда всё безразлично”. Поэтому в нашем стремительном и противоречивом процессе переоценки ценностей на современном этапе воспитание любви к родному краю, к своей малой Родине приобретает важное значение.

Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края.

Вместе с преподавателем истории ведём большую работу по краеведению. Бинарный урок “Край открытий и начал” (175 – летние Енисейской губернии). Ежегодные ярмарки туристических фирм “Красноярску - 370”, “Железногорск”, посвящённую 50 – летию города.

Почему выбрали именно такую форму проведения? Исходим из того, что актуально на сегодняшний день. Это позволяет приблизить ребят к современному укладу жизни. В данном случае, каждая микрогруппа представляется туристической фирмой, уделяющей внимание одному из направлений в рамках рассматриваемой темы. Участники каждой из микрогрупп не только оказываются в соревновательной ситуации, что побуждает их к активности, но и в то же время являются источником знаний для своих сверстников. То есть фактически исполняют роль “учителя” на уроке, где все остальные – ученики.

Самовоспитание человека в данном случае – это главный результат применяемого приёма.

В процессе формирования читателя большую роль играет не только логико-понятийный уровень осмысления текста, но и эмоциональное его восприятие, развитие сферы чувств. Это развитие происходит при проведении конкурсов художественного чтения. Они стали уже традиционными и посвящены какой-то определённой теме, связанной с юбилейной датой.

Конкурсы стараюсь проводить театрализованно. Это позволяет более проникновенно, чувственнее воспринимать поэзию, прозу. Позволяет учащимся проявить свои театральные способности.

Любая учебная деятельность не может основываться только на изучении блестящих литературных образов прошлого. Мы должны пробуждать в учащихся жажду творчества, а полученные знания должны привести их к полёту собственной мысли.

Постоянно ведётся индивидуальная работа с учащимися, которые пробуют свои силы в поэзии, в песенном творчестве. Для их поддержки и для привлечения других учащихся попробовать свои силы, ежегодно проводится конкурс авторских стихов и песен “Моей души прекрасные порывы”.

Оформлен альбом авторских стихов “Проба пера”, который ежегодно пополняется стихами учащихся, педагогов.

Во все времена – и в мирные, и в ратные – Россия жила, прежде всего нравственным законом и духом, чувством справедливости и сострадания, и этот дух нельзя пронести из поколения в поколение без уроков литературы. Поэтому важнейшая задача в преподавании этого предмета – пробудить способность и потребность отзываться на зовы мира и времени. И я считаю, что это мне удаётся. Итог моей работы в лицее – сочинения учащихся. В сущности любое сочинение – это не только проверка знаний учащихся, но и выявление духовного потенциала. Ведь они не решают, идя к единственно правильному решению, как на письменном экзамене по математике, а сочиняют. А значит это экзамен на широту кругозора, на умение вести научный поиск, на смелый полёт фантазии.