Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Разделы: История и обществознание


В последние годы всё больше ведётся разговоров по вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения. В наше время это тем более важно, что преемственность поколений нарушена, в связи с современной социальной ситуацией. Подростки не только не общаются со своими бабушками и дедушками, но подчас и со своими родителями. Часто формирование их идеологических взглядов возложено на школу, которой приходится сталкиваться с таким фактором как современные средства массовой информации. Подросток самостоятельно оказавшийся перед многочисленной противоречивой информацией теряется и подчас формирует взгляды, противоречащие фактам. Как помочь учащимся не заблудиться в этом потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд. На мой взгляд, задача современного учителя истории - помочь учащимся сориентироваться в потоке современной информации.

Наиболее значимым в старших классах является проблемное изучение истории. Особенно это важно для “белых пятен” нашей истории. В период развития СССР многие факты современной истории не предавались огласке, вследствие чего в обществе сложилось неоднозначное отношение к участникам тех или иных событий. Моей целью помочь ученикам самим сделать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне ценностно-эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: “Холодная война: война в Афганистане?”.

Тип учебного материала: комбинированный урок.

Форма урока: семинарское занятие.

Время проведения: Урок может быть проведён единым занятием – 1,5 часа или разбит на 2 урока по 45 минут, в этом случае на втором уроке вводится проверка усвоения фактического материала.

Цели урока:

  • углубить знания учащихся о международной политике периода “Холодной войны”;
  • реализация межпредметных связей – горизонтальная интеграция: всеобщая история, история России, обществознание;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к событиям истории

Познавательные задачи:

  • формирование исторического подхода к событиям;
  • познакомить с основными фактами: что было известно раньше, а что спустя много лет;
  • научить аргументировано защищать свою позицию;
  • помочь выявить причины войны в Афганистане в начале ХХI века;

Развивающие задачи:

  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие умения работать в группе;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения информационных технологий в процессе самоподготовки.

Воспитательная задача:

Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.

Оборудование урока: учебник, дополнительный материал учащихся, оформление доски в виде схемы, раздаточный материал, атласы Сорока - Цюпа “История зарубежных стран”, оценочные листы.

Опережающее задания: подготовка информационных материалов по данной теме, привлечение знаний старшего поколения, материалов СМИ, информационных источников.

Основные единицы знаний: причины и характер войны, культурно-исторические связи Афганистана с другими народами, присутствие военно-политических блоков, основные исторические факты, относящиеся к рассматриваемому периоду.

План урока:

  1. Культурно-исторические связи Афганистана с другими народами (схема)
  2. Фронтальная беседа по предложенным вопросам. А. Сахаров и его письмо. Вывод: был ли СССР агрессором в этой войне?
  3. Дискуссионное обсуждение темы: “Что для нас война в Афганистане”.
  4. Проблемное обсуждение вопроса: “Почему проблема Афганистана была актуальна в начале ХХI века, актуальна и сейчас?”

Ход урока

Учащимся предлагается разделиться на группы по 4-5 человек (по желанию).

Группам предложено посовещаться и назвать по одной стране заинтересованной в войне с Афганистаном и указать причину этой заинтересованности. Данные оформляются на одном из сторон доски. После этой работы открывается вторая половина и происходит знакомство со схемой. Группы должны выписать новые данные в тетрадь. Обычно учащиеся указывают такие страны как СССР (политические интересы), Великобритании (исторические связи), США (заинтересованность в приближении границ к СССР), Иран (религиозное единство).

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ (ТУРКМЕНИСТАН, УЗБЕКИСТАН, ТАДЖИКИСТАН)
  • основной путь контрабанды и неконтролируемой миграции;
  • выход к бассейну Аральского моря;
  • область влияния СССР;
  • исторические связи с ядрами государственности (Бухара, Хива)
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ (ИРАН)

ориентация на арабскую культуру

АФГАНИСТАН ЮЖНАЯ АЗИЯ (ПАКИСТАН)
  • этнические группы индоарийцев;
  • шииты;
  • британские завоевания;
  • пуштуны
  • “Аль-каида”, “Талибан”;
  • ориентация на бассейн Инда

3. Далее учащиеся самостоятельно работают с раздаточным материалом (ПУНКТ 1,2). Целью их работы установить была ли политика СССР агрессивной и своё мнение нужно обосновать, помощь для “слабых” и “средних” учащихся может заключаться в заданиях перед этими документами. Работа с открытым письмом А. Д. Сахарова советскому руководству 1980 г. должна показать, что в данном конфликте не может быть ни победителей, ни побеждённых. Параллельно с этой работой учащиеся заполняют сетку кроссворда, направленную на закрепление основных фактов урока.

Если в классе есть “слабые” учащиеся, то им может быть предложена работа с атласом и контурной картой. (Задание: 1. обозначить на карте страны - участницы конфликта. 2. Обозначьте на карте основные очаги сопротивления). В конце данного этапа спрашивается по одному человеку от каждой группы.

4. Учащимся предлагается прослушать две песни “Афганского периода” (если есть учащиеся, умеющие играть на гитаре, можно привлечь их в помощь учителю, что создаст особую эмоциональную атмосферу урока) и ответить на вопросы, с точки зрения участников этих событий:

  • этим можно гордиться
  • это был наш интернациональный долг
  • это дискредитация понятия “интернациональный долг”
  • это тяжёлый, но вынужденный шаг
  • это наш позор

Обратясь к документам, уже прочитанным учащимися, учитывая факты, учащимся снова предлагается ответить на те же вопросы, но с точки зрения истории, а не человека:

  • этим можно гордиться
  • это был наш интернациональный долг
  • это дискредитация понятия “интернациональный долг”
  • это тяжёлый, но вынужденный шаг
  • это наш позор

Выберите одну из этих точек зрения (Объясните) или добавьте свою.

На данном этапе может получиться расхождение между личностным и историческим восприятием это важно для объяснения фактора субъективного и объективного в СМИ. Для дальнейшей работы важно придти к общему мнению, показывая, что в итоге должно остаться лишь историческое знание.

5. Вернувшись к схеме на доске, учащиеся должны убрать те причины, которые не актуальны в наше время и добавить другие, если они есть. Как правило, учащиеся легко справляются с этим заданием, учитывая, что в мире постоянно изменяется геополитическая ситуация, схема может быть очень гибкой, так как события в мире продолжают развиваться, а следовательно меняется и “взрывоопасный регион”.

6. Подведение итогов. Учащиеся сдают свои оценочные листы вместе со всеми материалами, вложенными в папку, после проверки им выставляются оценки, как за работу в группах, так и индивидуальную. Домашнее задание: написать статью: “Война в Афганистане?”, где должны быть отражены основные факты и сделан вывод, что же это война, конфликт или Афганистан стал заложником игры “Большой политики”.

Результат: Учащиеся в конце урока должны без проблем ответить на следующие вопросы:

Кто выиграл войну?

Выделите те критические точки, в которых можно было остановить нарастание конфликта

Почему проблема Афганистана актуальна и в наши дни

Приложение