Урок-практикум на тему "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Цель:

Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по данной теме. Повторить все приёмы решения квадратных уравнений, отработанные на предыдущих уроках. Формировать у учащихся умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Ход урока:

Учитель: на предыдущих уроках мы с вами решали полные и неполные квадратные уравнения, используя различные способы их решения. Цель сегодняшнего урока заключается в следующем:

1. Повторить и обобщить теоретический материал по решению квадратных уравнений; основные формулы, используемые в данной теме.

2. Обобщить все способы решения полных квадратных уравнений и добиться того, чтобы в конце урока каждый из вас мог сказать, что я умею решать квадратные уравнения.

Без умения решать квадратные уравнения будет сложно усваивать материал следующих тем, а также будут трудности при изучении смежных дисциплин.

Умение решать квадратные уравнения относится к числу важнейших умений в курсе алгебры 8 класса.

I. Устная работа (повторение теории)

(фронтальное повторение ведется по схемам 1-6. Схемы выполнены на листах ватмана и в течение урока находятся перед глазами учащихся)

-Что записано на схеме 1 сверху?

- О чем говорят стрелки на данной схеме?

- Давайте вспомним способы решения неполных квадратных уравнений (схема 2).

- Сейчас вспомним способы решения полных квадратных уравнений (схемы 3, схема 4, схема 5, схема 6).

На каждый из заданных вопросов ученики дают развернутые ответы.

Далее на каждый стол кладется листочек с формулами 1-9 и задается вопрос:

-Узнайте, что записано под цифрами 1-9 и дайте краткие ответы в своих тетрадях.

Через 2 минуты кто-нибудь из учащихся зачитывает свои ответы, а остальные проверяют. (Учитель выступает в роли координатора)

За эту часть работы каждый сам себя оценивает:

  • 9 формул – “5”
  • 7 – 8 формул – “4”
  • 5 -6 формул – “3”

1. ах2+вх+с=0

2. D=в2-4ас

3. ах2+вх=0

4. х=

5.

6. х=

7. х2+рх+q=0

8. х=

9. х2=d

Затем переходим к практической части урока. Предлагаю небольшой игровой момент: “Оторви лишний лепесток”

“Оторви лишний лепесток”

II. Практическая часть:

А) Предлагаю тестовый контроль (взаимопроверка). Работа называется “Сделай свой выбор”

Нужно выбрать правильный ответ и вписать его в клетки таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Выбрать квадратное уравнение:

a).

б). х2-2х3+7=0

в). 1,2х2+1-3х=0

2. В квадратном уравнении 7х+6-2х2=0 укажите коэффициенты:

a) а=7, в=6, с=-2

б) а=7, в=-2, с=6

в) а=-2 , в=7, с=6.

3. Найдите корни квадратного уравнения 3х2 – 75 = 0

а) 0 и -5; б) нет корней; в) 5 и -5.

4. Какие из чисел -4; -2; -1; 0; 2 являются корнями квадратного уравнения:

а) -4 и -1; б) 0 и -2; в) 2 и -2

5. Найти дискриминант квадратного уравнения 5х2-6х+1=0:

а)56; б) 16; в)36

6. Определите, сколько корней имеет квадратное уравнение х2-7х+6=0

а) 1 корень б) 2 корня; в) нет корней.

7. Найдите сумму корней квадратного уравнения х2+19х-16=0

а) -19; б)19; в)-16.

8. Найдите произведение корней уравнения х2-24х+27=0

а) 27; б) -24; в) -27.

9. В уравнении х2 + рх -18 = 0 один из корней равен 9. Найти второй корень и коэффициент р.

а) х= -2 и р= -7; б) х= -2 и р=7; в) х=2 и р=11.

(Учащиеся меняются тетрадями, проверяют правильность ответов друг у друга под диктовку учителя, а затем оценивают работу по шкале:

За 4-5 правильных ответов – “3”

За 6-7 правильных ответов – “4”

За 8-9 правильных ответов – “5”).

б) Сейчас предлагаю решить одно уравнение, но разными способами:

1 вариант 3х2-7х+4=0

2 вариант 4х2+5х-9=0

3 вариант 2х2+5х+3=0

Шкала оценивания:

За 1 способ – “3”
За 2-3 способа – “4”
За 4 способа – “5”.

в) дополнительные задания для тех, кто выполнил предыдущее задание:

  • Решаем уравнение любым способом:

1. (1-2х)(4х2+2х+1)=8(1-х2)(х+2)
2. х2-1199х+1198=0

  • При каком значении параметра а уравнение является неполным квадратным:

    1. –х2-2а2х+8х+1=0
    2. (а+1)х2-3х+а2+а=0

  • При каком значении параметра а уравнение имеет 2 корня:

1. ах2 + 5х -2=0
2. 2х2 – 3х +а=0

III. Подведение итогов:

За урок каждый ученик получает по две оценки: за теорию и за практику, причем можно набрать дополнительные баллы при работе по схемам 1-6 и решая дополнительные задания.