Программа работы с родителями "Здоровый ребенок"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность создания программы продиктована необходимостью решения проблемы повышения уровня здоровья детей через педагогическое просвещение родителей.

По данным результатов исследования Ангарского филиала НИИ медицины труда и экологии человека можно сказать, что в г. Ангарске лишь 1 % дошкольников здоровы. К школьному возрасту здоровых детей почти не обнаруживается. Из-за промышленного загрязнения атмосферы у ангарских детей снижается иммунная защита, работоспособность, уже с 7 лет часты явления вегетососудистой дистонии. У многих детей нарушение осанки, сколиоз, аллергия.

Заболеваемость детей г Ангарска лишь на 20% зависит от промышленных выбросов. По данным всемирной статистики здравоохранения до 50% заболеваемость людей зависит от образа жизни, социальных факторов. Анализ заболеваемости детей начальной школы показал, что 61% учащихся состоит на учете у специалистов. Из 39% детей, не состоящих на учете, 16,7% имеют пропуски по болезни. Как показывают материалы кафедры охраны здоровья ребенка Института повышения квалификации работников образования Иркутской области и в частности исследования д. б. н. Е. Н. Дзятковской, к. п. н. И. Н. Белозерцевой, решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

Содержание программы “Здоровый ребенок” направлено на становление ценностного отношения родителей учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья детей через полученные представления и знания об особенностях детского организма, о закономерностях его функционирования. Не подлежит сомнению факт, что только совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на проблему воспитания, в том числе формирования у детей здорового стиля жизни и позволяет в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

Новизна представленной программы заключается в том, что она является частью программы МОУ “СОШ №23” “Разработка школьного компонента содержания экологического образования “Лесная школа”, являющейся экспериментальной площадкой регионального Байкальского соглашения по организации опытно-экспериментальной работы в области содержания экологического здоровьесберегающего образования. Может являться непосредственным сопровождением авторской программы педагогического просвещения учащихся начальных классов “Мое здоровье”, либо применяться как самостоятельная программа работы с родителями. Несмотря на единодушное общественное признание здоровьесберегающего направления в школьном образовании практика пока не располагает программами работы с родителями, в которых бы одновременно предлагалась тематика родительских собраний общешкольных (по параллелям) и классных, направленных на здоровьесбережение, формирование общеучебных умений и навыков. Программа предполагает, что вопросы формирования личности необходимо решать через коллективную творческую деятельность учителя, родителей и учеников.

Методологические положения программы.

  • Общую концептивную основу программы составляют подходы Алоевой М. А. [ 1] к важнейшей форме взаимодействия семьи и школы – родительскому собранию как доверительному, заинтересованному общению учителей, родителей и учащихся, раскрытые в опубликованном издании “Родительские собрания в 1-2 классах”
  • теория Е. Н. Дзятковской о связи механизмов регуляции организма-личности с ресурсами здоровья, о формировании у детей культуры работы с информацией, представленная в работах “Научите ребенка учиться в радость: Методические рекомендации”, “Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинги диагностика” и др. ; [ 11,12] .
  • Идеи А. Л. Сиротюк по вопросу развития умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, раскрываемые в книге “Коррекция обучения и развития школьников”; [ 24,25] .
  • Взгляды автора на необходимость педагогического просвещения родителей для формирования у детей ценностного отношения к здоровью, сформулированные в программе для учащихся начальных классов “Мое здоровье” (г. Ангарск, 2005)

Цель курса – формировать у родителей потребность воспитания у своих детей ценностного и бережного отношения к своему здоровью, формирования важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации ребенка.

Задачи.

  1. Расширить знания родителей о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста, НОТ школьника, научить способам оказания необходимой поддержки своему ребенку.
  2. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка ценностных ориентиров здорового образа жизни.
  3. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.
  4. Способствовать получению родителями практических навыков воспитания детей через родительские собрания и коллективные творческие дела.

Тематическое планирование.

1 класс.

Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания “Часы общения”, КТД
Как подготовить ребенка к школе. (февраль- апрель) < Рисунок1>    
  Школа – дом – одна семья (сентябрь) (организационное). < Рисунок3> < Рисунок4> День здоровья. (сентябрь)
Режим дня школьников как модель формирования здорового стиля жизни. < Рисунок2> (октябрь)   “Мы - самые ловкие” (октябрь)
. Новые обязанности – первые трудности (ноябрь) Вместе на лыжах (ноябрь)
Профилактика заболеваемости детей. (декабрь)   “Голубой огонек” в лесу”

(декабрь)

  Как помочь ребенку стать внимательным (февраль) “Веселые старты” (февраль)
Игра – фактор воспитания и сохранения здоровья. (март)   “Взятие снежного городка” (Масленица) (март)
  Родителям об особенностях памяти младших школьников

(апрель)

 
  Итоговое родительское собрание “Наши достижения” (май) “Мы за чаем не скучаем” (май)

2 класс.

Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания “Часы общения”, КТД
Учите детей быть здоровыми (сентябрь) < Рисунок5>   “Парад овощей” (сентябрь)
  Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным

(октябрь)

Осенний калейдоскоп (октябрь)
Папы, мамы и школьные отметки (ноябрь)   Вместе на лыжах (ноябрь)
  Особенности мыслительной деятельности младших школьников (декабрь) “Голубой огонек” в лесу”

(декабрь)

Труд – фактор воспитания

(февраль)

  “Веселые старты” (февраль)
  Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за свои поступки (март) Взятие снежного городка (Масленица) (март)
Разговор на “трудную” тему

(апрель)

   
  Итоговое родительское собрание “Наши достижения” (май) “Вот и стали мы на год взрослей” (май)

В описании разделов программы определяется цель собраний, предлагается план проведения, лекционный материал, список используемой литературы. К программе прилагаются компьютерные презентации, разработки часов общения или ссылка на литературу, анкеты и диагностики для детей и родителей, памятки для родителей, советы молодому учителю по подготовке к собранию, приложения, содержащие игры, тренинги, применяемые на родительских собраниях.

Данная программа первый год апробируется в МОУ “СОШ №23” г. Ангарска, наблюдается положительная динамика: возросла посещаемость общешкольных родительских собраний на 5%; классных - на 4%, на 23% увеличилось количество детей питающихся горячими завтраками, родители используют рекомендуемые упражнения по коррекции зрения, осанки дома.

Используемая литература.

  1. Алоева М. А. Родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 352
  2. Бескоровайная Л. С. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2001. – 352 с.
  3. Безруких М. М. Знаете ли вы своего ребенка? – М: Просвещение, 1991. – 176 с. Дзятковская Е. Н. Научите ребенка учиться в радость: Методические рекомендации к рабочей тетради №1 “Учусь в радость”. – М. :Центр”Образование и экология”, 2005. – 45 с.
  4. Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с.
  5. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М. : Просвещение, 1986. 192 с.
  6. Большешапова М. Л. Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. Братск: МП “Издательский дом “Братск””, 2004. – 164 с.
  7. Винокурова Н. К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия “Магия интеллекта”. – М. : Издательство “Импэто”, 1995. – 96 с.
  8. Воликова Т. В. Учитель и семья: Пособие для учителей. - М: “Просвещение”, 1980. – 111 с.
  9. “Время” №13 7. 02. 2006
  10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. /В сб. : Исследование мышления в советской психологи. Под ред. Шороховой Е. В. / М: Наука, 1966.
  11. Дзятковская Е. Н. Научите ребенка учиться в радость: Методические рекомендации к рабочей тетради №1 “Учусь в радость”. – М. :Центр”Образование и экология”, 2005. – 45 с.
  12. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинги диагностика. - Иркутск, ГлавУОПО, 2003. – 65 с.
  13. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М. : ВАКО, 2004. – 152
  14. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня № 710 Москвы /Под ред. Хрипковой А. Г. , Антроповой М. В. – М. : Педагогика, 1980. – 104 с.
  15. Заготова С. Н. Валеология. Справочник школьника. - Ростов н/Д: ООО “Издательство БАРО-ПРЕСС”, 2001. – 448 с.
  16. Кальченко Е. И. Гигиегическое обучение и воспитание школьников: Кн. для учителя. – М. , Просвещение, 1984. – 127 с.
  17. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е. Н. Степанова. — М. : Сфера, 2003.
  18. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : “ВАКО”, 2004. - 296 с.
  19. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
  20. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Соч в 7-ми т М, 1957, т. IV.
  21. Матюгин И. Ю. Магия памяти. М. : Сталкер, 1998. Свадковский И. Ф. О воспитании трудолюбия у детей. М. , 1959.
  22. Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. - СПб: Дельта, 1999.
  23. Рубцова В. А. Активные игровые формы в экологическом образовании. Братск: МП “Издательский дом “Братск””, 2001. – 140 с.
  24. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.
  25. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  26. Сиротюк А. Л. Обучение детей с разным типом мышления (Отрывки из книги, которая готовится к печати в издательстве “Сфера”)
  27. . Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
  28. Соловейчик С. Учение с увлечением. М. : Детская литература. 1979
  29. Урбанская О. Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
  30. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. , 1976.