Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урок: повторительно-обобщающий

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории древней Греции

Задачи урока:

  1. Добиться полноценного, высокого уровня усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности.
  2. Развивать умение логически мыслить, навыки коллективной работы и чувство товарищества.
  3. Активировать деятельность ребят, предлагая интересные и познавательные задания.

Хронограф урока:

- 3 мин.

Класс делится на команды (команда состоит из 5-6 человек), придумывают названия команд.

- 10 минут

Подготовка своего задания (каждому члену команды - отдельная карточка; в случае затруднения ребята могут обратиться за помощью друг к другу, но только из своей команды).

- 25 минут

Ответы учащихся.

- 7 минут

Подведение итогов урока.

Правила игры:

  1. В каждой команде на свой вопрос отвечает 1 человек, в случае затруднения или отсутствия ответа, этой команде даётся 1 минута на подсказку отвечающему.
  2. Во время ответов учитель старается не комментировать их, а просит ребят поставить соответствующие фишки (другой вариант: учитель сам раздаёт командирам фишки, которые размещаются на табло).
  3. - правильный ответ

    - верный, но неполный ответ

    – неправильный ответ

  4. В случае если команда не даёт ответ, другая команда может заработать дополнительные фишки.

Условия игры:

- Отрицательных отметок не ставится, можно задать дополнительный вопрос.

- У каждой команды 6 лепестков, следовательно, 6 номеров-участников. Если отвечает №1, то дополнить его ответ могут №1 из других команд.

- Поощряется дополнительная информация, данная в ответе.

- Дополнительными фишками могут поощряться самые активные члены команд.

Содержание раздаточного материала для команд:

Карточка № 1: “Из древней Греции – в наши дни”

- Как возникли эти крылатые выражения?

- В каких случаях их употребляют в наши дни?

А) нить Ариадны

Б) троянский конь

В) яблоко раздора

Г) лаконичная речь

Д) филиппика

Е) разрубить гордиев узел

Карточка № 2: Найдите соответствие понятий и их определений:

Карточка № 3: “Знатоки учебника”

  1. Битва при Херонее произошла:
    а) 328 г. до н.э. б) 338 г. до н.э. в) 383 г. до н.э.
  2. Зная год смерти А. Македонского, подсчитай в каком году он родился. Великий полководец прожил всего 33 года.
  3. Расположите в хронологической последовательности данные сражения:

    а) сражение при Гранике
    б) битва при Гавгамелах
    в) битва при Иссе
    г) осада и взятие г.Тира

Карточка № 4: “Путешествие”

- Что вы знаете об этих знаменитых местах и людях?

  1. …маяк
  2. “место, где обитают музы”
  3. обсерватория
  4. Евклид
  5. Эратосфен
  6. Демосфен

Карточка № 5: “Эрудиты”

  1. Объясни термины и понятия:
  2. а) оратор б)фаланга в) междоусобные войны

    г) Восточное Средиземноморье

  3. Объясни, чем известны данные исторические личности:
  4. а) Филипп Македонский

    б) Аристотель

    г) Дарий III

  5. Объясни выражение: “К науке геометрии нет царской дороги!”

Карточка № 6 “Угадай исторического деятеля или историческое событие”

I. “Однажды его спросили, почему он назначил одинаковое наказание за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Все заслуживают казни…”

II. Палачи стегали море кнутами, приговаривая: “О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки!”

III. “Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.”

IV. По его предложению в Афинах возводились храмы, портики и статуи. Его враги обвинили в неумелой трате денег…”

V. Это был один из самых выдающихся скульпторов Греции. Его мастеровые руки дали Греции одну из самых прекрасных скульптур – статую Афины Паллады.