Урок по теме: "Преобразование рациональных выражений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по выполнению действий с дробями.
  • Проверить умение выполнять тождественные преобразования рациональных дробей.
  • Воспитывать чувство ответственности за учебный труд, качество знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

II. Проверка домашнего задания

Во время перемены предложить учащимся написать на доске решение данных заданий.

(№ 155(б), задачи по карточке)

1 ученик (№ 155(б))

Решение:

1)

2)

3)

2 ученик (карточка 1)

Мы задумали две алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями. Их сумма равна , разность равна 1. Какие дроби мы задумали?

Решение:

Так как разность равна 1, то при вычитании получилась дробь . Теперь двучлен надо представить в виде двух выражений, чтобы разность была равна ; например .

Следовательно, это дроби и .

3 ученик (карточка 2)

Вместо звездочки поставьте такие знаки действий, чтобы равенство оказалось тождеством (можно использовать скобки).

Решение:

1)

2)

III. Основная часть

Сегодня мы с вами, ребята, совершим космическое путешествие в мир преобразований. Во время путешествия постараемся обобщить и систематизировать знания при выполнении действий с дробями; закрепим умение и навыки в тождественных преобразованиях дробей.

В путешествии, ребята, надо быть исполнительными и ответственными за учебный труд. Урок будет проходить в форме космической игры, а потому повторим теоретический материал для подготовки старта, а заодно проведем отбор кандидатов для “полета”.

У каждого на столе лежит кроссворд. Такой же кроссворд нарисован на доске. В течение 5 минут вы должны его отгадать. В кроссворд впишем слова, как они произносятся в свойствах, в определении и т.д.

img1.gif (2422 bytes)

По горизонтали:

  1. Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных, называется ?
  2. (Тождество)

  3. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их ______, а знаменатель оставить тем же.
  4. (Числители)

  5. При вычитании дробей с разными знаменателями, применяя правило, мы используем _____.
  6. (Алгоритм)

  7. Для нахождения общего знаменателя надо найти _______
  8. (НОК)

  9. Для сокращения дробей находим ______. (НОД)

По вертикали:

  1. Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению знаменателей. Что это? ________
  2. (Правило)

  3. Разделить числитель и знаменатель дроби на общие множители, значит __________.
  4. (Сократить)

  5. Частное двух дробей равно произведению делимого на дробь, обратную _________.
  6. (Делителю)

  7. Что это: _______. (Свойство)

А сейчас проведем взаимопроверку.

Без ошибок – 5.

1-3 ошибки – 4.

4-5 ошибок – 3.

Более 6 ошибок – плохо!

Устранение неисправности ракеты.

У нас обозначились кандидаты. Для них и для тех, кто желает поучаствовать в полете, необходимо проверить исправность ракеты. И если есть какие-то неполадки, то их нужно устранить. На доске написаны 6 примеров. На языке математики вам необходимо выявить скрытые ошибки.

Нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. За выявленную ошибку получаете звезду. Если есть необходимость, то ребята делают запси о неисправности ракеты в бортовом журнале-тетради.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Взлет ракеты.

Неисправности устранены, ракета готова к взлету. На каждой парте находится рисунок, изображающий ракету-носитель, 8 кружков и три карточки с римскими цифрами. Ракета разделена на 6 люков, в них записаны ответы каждого действия данного примера. Правильные ответы закрывают люки кружками и у вас получается рисунок в виде римской цифры: X , C, L.

Кто решит первый, поднимает получившуюся карточку и за правильный ответ получает звезду. Все решения оформляем в бортовом журнале-тетради.

Во всех вариантах должна получиться цифра – L (луна).

Итак, ребята, мы с вами летим на Луну.

Мы – в открытом космосе. Но вот впереди метеорит. Чтобы благополучно его обойти, нужно выполнить необычное задание.

Даны выражения:

Используя каждое из них по одному разу, записать две дроби, чтобы их произведение было равно:

1 вариант

2 вариант

 

Ответы: ;

Кто догадался, может идти к доске, остальные работают в бортовых журналах. Самые находчивые получают звезду.

Мы прибыли с Вами на Луну.

На Луне нет атмосферы, поэтому в течение миллионов лет метеориты беспрепятственно бомбардировали ее, оставляя на поверхности многочисленные кратеры. Чтобы и мы оставили свой флаг на Луне, нужно выполнить следующее задание.

На полотнище флага поместить такой одночлен, чтобы равенство оказалось тождеством.

а)

Решение:

Ответ:

б)

Решение:

Ответ:

Возвращение на Землю.

Это один из самых ответственных этапов полета. Чтобы ракета быстро и беспрепятственно возвратилась на Землю, необходимо правильно и быстро задать нужный курс ракеты. А для этого найти значение выражения и указать ответ стрелкой к нему.

Выполнить действия:

а)

Ответ: 2

б)

Ответ: 1

в)

Ответ: 3

г)

Ответ: 1

Итак, летим по нужному курсу:

IV. Подведение итогов

Наступил приятный момент, надо подвести итоги. Мы еще раз теорию подтвердили практикой выполняя тождественные преобразования выражений, содержащих все действия над алгебраическими дробями. Подсчитаем звезды:

1 – 2 звезды – “3”

3 – 4 звезды – “ 4”

5 и более звезд – “5”

V. Домашнее задание

– Повторить весь изученный материал и подготовиться к контрольной работе, просмотрев по тетрадям решение номеров.