Уроки чтения в начальных классах и сценарий праздника "Проводы Азбуки"

Разделы: Начальная школа


Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Считается, что речь – это стержень развития интеллекта. И чем раньше произойдет освоение языка, тем лучше и полнее будут усваиваться знания. Но для этого детей нужно увлечь изучением языка. Эта проблема актуальна в условиях начальной школы, т.к. здесь закладываются основы языковой культуры. На этом этапе главной нашей задачей научить детей рассуждать, мыслить. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Поэтому нужно уделять большое внимание работе над связной речью: это и письменные сочинения и изложения, это и устные рассказы. Отработка навыков и умений требует как минимум одного часа в неделю отдельно, не считая того, что элементы работы над связной речью включаются в структуру каждого урока. Умение составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях – основная цель всех видов работ по развитию речи. Полезно в обучении детей связной речи использовать материал разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал почерпнутый ими из книг, из рассказов учителя. Также уместно использовать изобразительный материал – картины разных жанров, кино и видео материалы, по возможности театральные постановки разных направлений: спектакли, балет и т. п.

Применительно к развитию речи существует понятие - культура речи. В него входит норма литературного языка в области словоупотребления, грамматики, орфографии. Овладение культурой речи – это основа, которую получают учащиеся начальной школы на уроках чтения и русского языка. Уроки чтения и развития речи взаимосвязаны и должны, прежде всего, решать две задачи:

  1. Совершенствование навыков чтения и речи учащихся.
  2. Нравственное воспитание.

Над чем же конкретно задуматься учителю, который ищет пути совершенствования уроков чтения и развития речи в условиях начальной школы?

Учитель должен, прежде всего, определить идею литературного произведения (или картины, постановки) и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Например – если стержнем урока является выяснение замысла автора, то дети в процессе изучения и анализа произведения погружаются в мироощущение автора и его героев. Работа сложна тем, что вывод не преподносится как нечто готовое, это то, к чему автор подводит нас в конце работы. Идея как основная мысль есть в каждом художественном произведении.

Часто идейная сущность передается в заглавии или в конце произведения. Иногда бывает достаточно подумать: что хотел сказать автор читателям? Чему учит произведение?

Когда учитель определит идею произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная цель урока. Но воспитательное направление не может начаться и закончиться на одном конкретном уроке. Поэтому лучше формулировать цель урока не как результат, а как один из этапов воспитательного процесса. Например: вызвать чувство справедливости, уважения к старшим (С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”), прививать трудолюбие (В.Ф. Одоевский “Мороз Иванович”), выяснить у детей мнение о том, что такое настоящая храбрость (Н. Артюхова “Трусиха”).

У многих детей трудности с запоминанием названия произведения, авторов. Замечено, что запоминают лучше всего те дети, кто быстро и хорошо читает. Следовательно, еще одной важной целью для нас является развитие беглости чтения. И начинать эту работу следует с первого класса.

Существует много приемов и методов, которые применяет учитель в своей работе. Достаточно назвать некоторые:

  1. Зрительные диктанты, работа со скороговорками по методу Федоренко.
  2. Таблицы Шульте разных уровней.
  3. Пятиминутные чтения на каждом уроке.
  4. Тренажеры разной трудности и т.п.

Интересным, на мой взгляд, является такое задание: домашнее задание по русскому языку на материале книг для чтения, которые могут выполняться как письменно в тетрадях, так и устно. Например:

  1. Выписать из второго абзаца трехсложные слова, поставить ударение.
  2. Выписать предложения, которые подходят к иллюстрациям, разобрать по членам и частям речи.
  3. Придумать вопрос по содержанию текста. Записать и ответить на него предложениями текста.
  4. Прочитать часть текста (дается определенный абзац) и вычеркнуть все важные слова, которые надо выделить голосом.
  5. Предложить детям игру “Отгадай героя или предмет из произведения по описанию”.

Забыта хорошая манера: следить за чтением товарища и направлять его ошибки. А такая система, хорошо и тактично организованная, повышает внимательность, ответственность. Хорошо развивают беглость чтения и внимательность выборочное чтение такого вида: учитель читает начало предложения, а ученик должен найти его и прочитать полностью, или учитель читает конец предложения, ученик ищет его начало.

Очень важно не упускать ни одной возможности дать ученику показать себя, а учителю и классу – увидеть его усилия. Так повышается интерес, а будет интерес к чтению, будет и беглость, выразительное чтение, и развитая речь у учащихся.

Хотелось бы отметить, что правильно подобранные книги повышают интеллект, учат доброте, не падать духом в трудные минуты, учат стойкости и стремлению побеждать.

Каждый человек черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать. Поэтому мы должны строить свои уроки так, чтобы вызывать интерес у детей к чтению, чтобы уроки способствовали развитию речи и воспитывали достойного гражданина.

Конспект мероприятия Проводы Азбуки

Задача:

  • Закрепить знания, умения, навыки в результате обучения, путем викторин, конкурсов, загадок, общения.

Цели:

  • воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, сплочения коллектива
  • способствовать развитию логического мышления, речи, внимания.

Оборудование:

  • Шары;
  • Наглядное пособие – цветик-семицветик, на лепестках которого написаны вежливые слова;
  • Маски медвежонка, лисенка, бельчонка;
  • Вырезанные буквы алфавита;
  • Кроссворд на подвижной доске;
  • Шарф или ленточка для игры.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети! Мы начинаем наш праздник!

Звучит песня “Посмотри на нас” (на мотив песни “Ветер с моря дул”).

Ученик 1:

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных и веселых.

Ученик 2:

Заходите, приходите

Путь свободен, освещен.

Приглашаем всех сегодня

Попрощаться с Азбукой.

Ученик 3:

Кто любит музыку и песню

Тому живется интересней

И в день прощанья с букварем

Мы потанцуем и споем.

Детьми исполняется “Танец маленьких утят”.

Ученик 4:

Пусть зовут нас “шестилетки”

Пусть не ставят нам отметки,

Не ведем мы дневники.

Все же мы … ученики - (все хором)

Ученик 5:

Любим чистый, светлый класс

- это раз! - (все хором)

Там читаем мы слова

- это два! - (все хором)

Ну, а в - третьих я Дениске

Уже сама пишу записки.

И бабуля говорит –

- Моя внучка – вундеркинд.

Ученик 6:

Мы знаем буквы, знаем слоги.

Умеем говорить, считать

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Ученик 7:

Я с этой книгой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

Ученик 8:

И как мне радостно сказать

Умею я теперь читать!

И вот за это говорю

Спасибо книге – Азбуке!

Ученик 9:

Смех и слезы, радость и печаль,

За год довелось нам испытать

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам теперь легко читать.

Ученик 10:

Нас научила Азбука читать

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг

К ней любой из нас привык.

Входит Азбука, говорит:

Здравствуйте, ребята! Я слышала, как вы меня вспоминали, и кажется даже звали. Я – королева Азбука. А кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя?

Давным-давно, у наших предков алфавит открывала буква “А”, но называлась она иначе – аз. Вторая буква, так похожая на современную “Б”, называлась – буки. “Аз” и “буки” - вот и получилось – Азбука. А пришла я к вам сегодня попрощаться. Вы прочли все мои страницы и отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг. На этом пути вам поможет моя королевская дружина. Но при одном условии: всех их должны знать по именам. Кто это? (Ответ: буквы)

Дети говорят алфавит в стихотворной форме (газета “Начальная школа” № 10 , 1999 г.)

Учительница: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из них надо уметь составлять слова. Проверим, как ребята отгадывают загадки, сумеют ли записать отгадки. А когда кроссворд будет заполнен, мы прочитаем очень важное слово.

На доске нарисован кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

  1. 33 богатыря

    К нам сюда пришли не зря,

    Изучая их секреты,

    Ты на все найдешь ответы.

    Но скажи-ка нам пока,

    Как зовут их? (Азбука)

  2. Должен он пораньше встать,

    Чтоб за партой не зевать,

    Чтоб проверить, все ль в порядке,

    В ранце ль книжки и тетрадки?

    А вопрос такой возник:

    Кто он? (Ученик)

  3. Когда приходим мы в свой

    класс

    Она встречает первой нас,

    В мир знаний открывает нам

    дорогу,

    От первого до пятого урока

    (Учительница)

  4. Путешествуя по странам,

    По морям и океанам,

    И по суше и средь вод-

    Мне не нужен пароход,

    Поезд, самолет, автобус,

    Потому что есть друзья,

    Шар волшебный у меня.

    Называется он (глобус)

  5. У каждой девчонки и у мальчишки

    Есть книжка – заветная книжка.

    Читают и ныне, читали и встарь,

    Чудесную книжку

    С названьем … (букварь).

Какое слово получилось по вертикали? (книга).

Азбука: - А еще я хочу послушать, знаете ли вы пословицы. Я начну, а вы закончите -

“Любишь кататься……” (..люби и саночки возить)

“Не имей сто рублей….” (..а имей сто друзей)

“Без труда не …..” (..не вытянешь рыбку из пруда)

“Сделаешь наспех…” (..— сделаешь на смех).

Вбегает, запыхавшись, Незнайка: - Ваше величество! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на каждой странице Азбуки побывал, я на уроки приходил, они меня учили! И теперь я знаю все буквы, все слова. Я даже стихи запоминать научился, хотите послушать?

Тает снег, бежит ручей

На ветвях полно ВРАЧЕЙ.

Учительница: - Кого-кого? Какое здесь должно быть?

Незнайка: - Ну подумаешь, разочек ошибся, слушайте дальше.

Синеет море, перед нами

Летают МАЙКИ над волнами.

- Ну что опять ошибка? Не может быть! А какая?

Дети отвечают: - Чайки, а не майки.

Незнайка: - Ну ладно, почитаем другое, вчера выучил.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять ЦАПЕЛЬ перед сном.

Дети поправляют: - Не цапель, а капель.

Незнайка: - Да стихи учить и сочинять не так-то просто. А может лучше мы с вами какую-нибудь песню споем?

Звучит песня “Чему учат в школе”.

Учительница: - А к нам еще гость стучится. Кто это?

Входит фея Здрастье с цветиком – семицветиком в руках. Она читает стихотворение “Здравствуйте”.

Здравствуйте! Поклонившись мы друг другу сказали.

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте! – Что особого мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Как хорошо и приятно нам становится, когда мы слышим волшебное слово “здравствуйте”. (Обращаясь к детям) -А какие еще волшебные слова вы знаете?

Если дети правильно называют, то Фея дарит им лепесток от цветика – семицветика.

Фея Здрасте: - А давайте поиграем. Выбираем ведущего (ребята меняются листочками). Игра “Вежливые прятки”. Ведущий закрывает глаза, а ученик произносит слово. Ведущий дожжен угадать, кто сказал.

Фея Здрасте: - Молодцы, ребята. Вы знаете много волшебных слов, а не могли бы вы научить их говорить других, например, гостей, которым не терпится попасть к вам на праздник.

Входят лисенок, медвежонок и бельчонок.

Ведущий: - Здравствуйте, зверята!

Зверята: - Здравствуйте, ребята!

Лисенок:

А нельзя ли будет нас

Взять с собою в первый класс?

Ведущий: - Если вы хотите с нами.

Зверята: - Хотим, хотим!

Ведущий: - Мы проверим ваши знания.

Зверята: - Согласны, согласны!

Ведущий:

- Не спешите соглашаться

Так легко и просчитаться,

Ну-ка Мишка, нам скажи

Сколько будет два плюс три?

Медвежонок:

- Это будет… Это будет…

Что-то около шести!

Ведущий:

- Дети! Правильный ответ?

Дети отвечают хором: - Нет!

Ведущий: - Нет Мишутка, будет.. (дети подсказывают – пять!).

Ведущий: - Не умеешь ты считать!

Задание второе. Я возьму эти буквы и сложу из них слово, вот уже и все готово! (На доске складывает слово – ШКОЛА).

Эй, Бельчонок, посмотри –

Что написано? Прочти?

Бельчонок:

- Хоть я маленький бельчонок

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех

Слово сладкое – “орех”.

Лисенок:

- Каждый братец мой лисенок

Прочитает без ошибки, слово вкусное такое

Ну конечно, это – “рыбки”.

Медвежонок: - Ха - ха–ха! Аж смех берет

Где тут рыбка? Это ж мед!

Ведущий:

- Успокойтесь, успокойтесь

И, пожалуйста, не ссорьтесь

Ребятишки, помогите.

Слово правильно прочтите.

Дети отвечают: - Школа!

Ведущий: - Задание третье. Дорогие наши гости, можете ответить нам: - Чтобы быть всегда здоровым, что нам делать по утрам?

Медвежонок:

- Это каждый должен знать

Надо всем подольше спать!

Ведущий: - Дети, правильный ответ?

Дети отвечают хором: - Нет!

Учительница: - Молодцы, ребята, зверят вы поучили. Но ведь и у нас не всегда все получается, и мы не все знаем.

Сценка “Два плюс два”. Участники: учительница, дети, ведущий.

Учительница: - Два плюс два?

Дети: - Знаем – 2+2=4

Ведущий: - Отвечает хором класс.

Учительница: - Ну а кто бы мог сказать, сколько будет шесть плюс пять?

Ведущий:

Долго школьники считают

Шепчут, пальцы загибают.

Невозможно сосчитать

Сколько будет 6 и 5!

Дима руку поднимает,

Дима смело отвечает.

Ученик 11:

- Вы у девочек спросите

И любого мальчика.

Чтобы это сосчитать

Не хватает пальчика!

Учительница:

- Все мы сегодня говорим

Спасибо нашей Азбуке,

За все тебя благодарим.

Мы это помним, знаем,

И вот взволнованно сейчас

Тебя мы с честью провожаем.

Ученик 12:

- Спасибо друг, за все,

Что сделала для нас!

За слово первое твое, за стих,

За первый твой рассказ.

Ученик 13:

- Нас научила читать, писать,

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от А до Я

И с нами будешь ты всегда!

Учительница: - Мы закончили читать по Азбуке, и будем работать теперь по новой книге. Сейчас раздам каждому .. Ой, а где же они? Я хорошо помню, что они лежали в этой коробке.

Вбегает Баба Яга.

Баба Яга: - Это я их утащила, за то, что вы меня на свой праздник не пригласили! Не отдам!

Учительница: - Баба Яга, ты можешь остаться с ними чай попить, только отдай, пожалуйста, книги!

Баба Яга: - Ну ладно, только сначала вы должны выполнить три моих задания. Согласны?

Задания Бабы Яги:

1.

Какая буква лишняя? Почему?

2. Отгадайте сказочных героев:

1) “Я на балу никогда не бывала

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же,

Кто я такая, кто тут подскажет?

(Золушка)

2) “У отца был мальчик странный

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына

Шалунишку …(Буратино)

3. А кто написал эти строчки?

“Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик,

Тише Танечка не плачь-

Не утонет в речку мяч.”

(Агния Барто)

Баба Яга отдает учебники. Звучит песня “Нам во второй пора”

Мы вам споем сейчас,

Песню про первый класс.

Был этот школьный год

Полон забот, хлопот.

Мы научились все

Думать, считать, писать.

В классе нам было всем

Некогда унывать.

Припев: Недаром преподаватели

Время на нас тратили,

Первая наша учительница

Верила в нас не зря!

Да! Да! Да!

Мудрых преподавателей

Слушали мы внимательно,                     повторить 2 раза

Все мы теперь уверены –

Нам во второй пора!

Ведущий: - Всем спасибо, наш праздник закончился!