Стихийные явления природы, связанные с земной корой и их экологические последствия

Разделы: География


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. В ходе работы с учебным материалом и дополнительной литературой выявить причины стихийных явлений природы, связанных с земной корой.
  2. При работе с картами атласа установить районы распространения этих явлений на территории России и Татарстана.
  3. На базе полученных знаний сделать прогнозы о возможном воздействии стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей.
  4. Предложить возможные пути снижения вредного воздействия стихийных явлений на компоненты природы, на жизнь и здоровье населения.
  5. Продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального выбора решения при работе в группе.
  6. Продолжить формирование экологической культуры и экологического мышления как одной из главных мировоззренческих идей современности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карты России – физическая, тектоническая, природных зон, растительности; физическая карта Татарстана;
  • атлас;
  • таблицы;
  • атрибуты для оформления “конференц-зала”;
  • компьютер и мультимедийная установка;
  • видеосюжеты и анимационные фрагменты.

ТИП УРОКА: изучение нового материала, расширение знаний.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: групповая работа, использование разнообразных источников информации.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: нетрадиционная – пресс-конференция.

УЧАСТНИКИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ:

  1. Пресс-секретарь (учитель).
  2. Группы специалистов: геологи, экологи, представители МЧС.
  3. Представители СМИ города и республики – журналисты.
  4. Заинтересованные горожане.

I. Подготовительный этап.

Проведение урока такого типа требует дополнительной, внеурочной работы учащихся. Примерно за две недели учитель формирует группы “специалистов”. Принципы формирования могут быть разными: добровольный или по каким-то критериям. Группы получают задания и готовят ко дню проведения пресс-конференции таблицы-схемы, картографический материал и тезисы выступления группы специалистов.

Тезисы должны включать определения понятий стихийных явлений, причины их возникновения, возможные последствия воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Представители СМИ готовят вопросы по теме “специалистам”.

Учитель готовить нужный печатный материал, видео и анимационные фрагменты о землетрясениях и вулканизме.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛА.

  1. Стол пресс-секретаря.
  2. Столы для групп “специалистов”.
  3. Места для представителей СМИ и заинтересованных горожан.

На столах таблички с обозначением участников пресс-конференции, на стене карты России и Татарстана.

II. Основной этап – пресс-конференция.

1. Вступительное слово пресс-секретаря.

- Разрешите открыть пресс-конференцию, посвященную проблемам стихийных явлений и их воздействия на состояние окружающей среды. В работе пресс-конференции принимают участие специалисты служб города, чья деятельность связана с обозначенной проблемой. Это – геологи, экологи и представители МЧС. Они познакомят вас с причинами возникновения стихийных явлений, последствиями их воздействия на окружающую среду, путями снижения вредного воздействия стихийных явлений на жизнь и здоровье населения.

Прошу всех вас внимательно слушать выступления специалистов, вы можете задавать им вопросы по темам их выступлений. Надеюсь, что работа пресс-конференции будет освещена в средствах массовой информации, а присутствующие здесь горожане расширят свои знания о природе стихийных явлений и узнают о возможных путях снижения негативного их воздействия на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье населения.

2. Выступление специалистов геологической и сейсмологической службы.

Знакомят присутствующих с видами стихийных явлений, связанных с земной корой, их происхождением и районами вероятного распространения. Выступление проходит по заранее заданному плану: определение, причины происхождения, районы распространения. Сопровождается демонстрацией видео и анимационных фрагментов о землетрясениях и вулканизме, карсте, оползнях и обвалах, селях. По ходу рассказа на карту России и Татарстан наносятся значки на территории распространения этих явлений.

После выступления дается возможность присутствующим задавать вопросы специалистам геологической и сейсмологической службы.

Предполагаемые вопросы:

Может ли деятельность людей спровоцировать движения земной коры?

Возможны ли землетрясения в нашей республике и в городе?

Почему у нас нет вулканов?

3. Выступление экологической службы и службы МЧС.

Сопровождают свое выступление демонстрацией таблицы-схемы.

Таблица-схема 1

Таблица-схема 2

Дополнение. На таблице-схеме показано лишь воздействие извержения вулканов на состояние окружающей среды и их возможные последствия. Если учесть, что в районах вулканизма могут быть расположены крупные города с многочисленными хозяйственными объектами, то в этом случае отрицательное воздействие на экологию планеты в целом могут быть намного серьезнее.

ВЫВОДЫ.

  1. Отрицательные воздействия на экологию среды оказывают оба этих явления, но их вредные последствия увеличиваются многократно, если в зоне стихийных явлений разрушаются опасные хозяйственные объекты.
  2. Карст, оползни, обвалы носят более локальный характер, естественно, размеры их отрицательного экологического воздействия не так велики, как после землетрясений и вулканизма.

Предполагаемые вопросы.

  1. Может ли человек предотвратить стихийные явления?
  2. Как снизить отрицательное воздействие стихийных явлений на экологию земли, жизнь и здоровье людей?

Предполагаемые ответы специалистов МЧС.

  1. Сейсмологические станции постоянно следят за активностью земной коры, таким образом можно предсказать землетрясение за несколько часов, оповестить население, тем самым снизить человеческие жертвы.
  2. Исследования земной коры и учет мнения геологических служб при строительстве городов, опасных хозяйственных объектов, разрушение которых несет большую опасность для состояния окружающей среды.
  3. Просвещение населения, проживающей в зонах возможного возникновения стихийных явлений.
  4. Знание природных признаков, предвещающих землетрясения, извержения вулканов (поведение домашних и диких животных, растения-предвестники и др.).

III. Заключительный этап.

Обращение пресс-секретаря к представителям СМИ и заинтересованным горожанам.

  1. Что полезного для себя вы вынесли из сегодняшней пресс-конференции?
  2. Какие вопросы и темы найдут отражение в ваших статьях и репортажах?
  3. Как вы думаете, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут произойти в нашей республике и в нашем городе?
  4. Каковы способы снижения отрицательного воздействия стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей?

После обсуждения подводятся итоги работы пресс-конференции, объявляется благодарность ее участникам.

Домашнее задание.

В листках с заданиями для групп прописано и домашнее задание, для группы журналистов оно озвучено учителем. На следующий урок будут прослушаны отчеты групп и проверены письменные задания, после чего ребята получат оценки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ГРУПП.

  1. В летописях города Казани описано 4 случая разрушительных землетрясений.
  2. В г. Альметьевске сейсмологическая служба более 30 раз в год регистрирует землетрясения силой 2-3 балла по шкале Рихтера.
  3. Создана новая сейсмологическая карта России, где Казань входит в зону 6-баллных землетрясений.
  4. “Эхо” землетрясений, произошедших в Азербайджане, Армении и Туркмении, проявилось на территории РТ и в г. Нижнекамске.
  5. Одной из причин остановки строительства Татарской АЭС является повышенная сейсмологическая опасность, связанная с наличием глубинных трещин в фундаменте Русской платформы.
  6. В Татарстане, где в земной коре много известняков, широко распространены карстовые явления.
  7. По правым берегам рек, особенно крупных, как Волга, Кама, Вятка, характерны оползневые явления.
  8. Строительство Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ способствовало разрушению берегов, поднятию уровня грунтовых вод, а, значит, большему распространению карстовых явлений.
  9. Интенсивная добыча нефти, забор подземных вод, строительство крупных хозяйственных объектов нарушает равновесие в земной коре и может стать причиной локальных землетрясений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ СЛУЖБЫ МЧС.

  1. Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
  2. Какие отрицательные последствия возникают после их действия на территории России?
  3. В каких районах России стихийные явления природы чаще всего приводят к стихийным бедствиям?
  4. Установите по дополнительным источникам информации знаний, существуют ли способы уменьшения масштабов стихийных бедствий, возникающих в результате стихийных явлений, происходящих в земной коре?
  5. Напишите памятки для жителей нашей республики и города, которые научили бы нас – граждан, правилам поведения при стихийных явлениях.
  6. Напишите отчет о проделанной работе и список использованной литературы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ЭКОЛОГОВ.

  1. Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
  2. Подумайте, какие отрицательные последствия вследствие этих стихийных явлений могут наблюдаться в окружающей среде.
  3. Постарайтесь построить таблицу-схему, цепочку последствий стихийных явлений.
  4. Какие стихийные явления и их проявления в окружающей среде могут наблюдаться в нашей республике, в нашем районе и городе?
  5. Напишите отчет о проделанной работе и список источников дополнительно использованной информации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ И СЕСМОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБЫ.

  1. Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
  2. Какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России и Татарстана?
  3. Расскажите о них по схеме: определение – причины происхождения – районы распространения.
  4. На картах России и Татарстана условными значками обозначьте районы вероятного происхождения этих явлений.
  5. Напишите отчет о проделанной работе и список источников информации.