Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство с историческим прошлым нашей Родины.
  2. Показать борьбу русского народа за свою независимость.
  3. Работать над понятиями: патриотизм, ополчение, барельеф и др.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, умение логически мыслить, умение высказывать свои мысли.
  2. Приобщить к литературе, искусству, связывать исторические факты с современностью.
  3. Закрепить навыки работы с учебником.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма и любви к истории своей Родины.

Оборудование:

  1. Изображение памятника И. Сусанину, 1851 год, автор В. Иванов.
  2. Карточки с памятными датами и фамилиями известных исторических личностей.
  3. Стихотворение К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”.
  4. Увертюра из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”.

План:

I. Введение. Повторение пройденного материала.

1. Историческая разминка по датам и понятиям.

2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских захватчиков”.

а) взаимовопросы по данной теме;

б) рассказы учащихся о подготовке народного ополчения и об освобождении Москвы;

в) обобщение учителя.

II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина.

Рассказ учителя.

Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156)

Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают наизусть 2 ученицы)

Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин” (сцена в дремучем лесу)

Беседа по содержанию прослушанного музыкального отрывка.

Увековечение памяти героев отдавших жизнь за Родину и связь времен.

Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон).

III. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Введение.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины, о людях живших тогда и не жалевших своих жизней ради спасения своей страны от иноземных врагов.

- Как назван историками этот период жизни нашей Родины? (Смутное время).

- Но начнём с исторической разминки. Вспомним историю Руси до Смутного времени в датах.

1 задание. Распределить даты, написанные на карточках в 2 группы - тревожные события и мирные события:

Тревожные события:

1242 год – битва на Чудском озере;

1380 год – Куликовская битва;

1612 год – изгнание из Москвы иноземных захватчиков.

Мирные события:

862 год – первая славянская азбука;

988 год – крещение Руси;

1147 год – основание Москвы;

1703 год – Основание Санкт-Петербурга.

2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение, патриотизм, барельеф

Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии, в основном на добровольных началах.

3 задание. Укажите, чем прославились великие люди Русского государства:

  • Князь Владимир
  • Дмитрий Донской
  • Первопечатник Федоров

- Проверяем работу с карточками.

Вы заметили, что многие даты говорят о том, что нашей Отчизне часто угрожала смертельная опасность, но каждый раз на её защиту поднимался простой люд.

- Задайте друг другу вопросы по теме: “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”.

(Подхожу к стенду с изображением памятника Минину и Пожарскому на Красной площади).

- Чье изображение вы видите? Как вы думаете, почему этим людям на главной площади страны, спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”? (автор Мартос <Приложение 1>)

2. Тема урока.

- А вот изображение ещё одного памятника. Он поставлен в честь простого крестьянина из села Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г.

- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:

Почему обычному крестьянину поставили памятник в городе Костроме посреди красивого сквера?

В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали” за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. (показываю портрет М. Романова <Приложение 2>). В это время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. Это произошло в марте 1613 года.

Работа со словарём:

  • шлях,
  • рейтер,
  • сотник,
  • онучи.

Шлях – на Украине и на юге России, в Польше: наезженная дорога, путь.

Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI – XVII веках.

Сотник – офицерский чин казачьих войсках русской армии.

Онучи – портянка, обмотка для ноги под сапог или лапоть.

Работа с учебником - (отрывок) стр. 154 – 156.

  • Дальше события развивались так (чтение стихотворения К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”):

- Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги, -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

<…>

Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит”.

- Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения. Например, М.И. Глинка <Приложение 4> передал этот эпизод в своей опере “Иван Сусанин”.

- Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры?

- Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу, записанному на доске. (Ответы детей).

- Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.). Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все времена. Имена великих предков всегда вдохновляли на творчество и подвиги.

(Обращаю внимание на портреты Рылеева (<Приложение 3>) и Глинки (<Приложение 4>) и книгу о героях, повторивших подвиг Сусанина).

- Теперь прослушаем заключительную часть оперы. Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем с доски отрывок из песни “Славься”).

Звучат колокола. (Из оперы).

3. Заключение.

- Подвиг Сусанина являлся ярким примером патриотизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

- Урок закончен.

4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158.

Литература

  1. В.О. Ключевский, Русская история. 800 редчайших иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005.
  2. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. Автор Нонна Яковлева, М.: “Белый город”.