Внеклассное мероприятие по литературе "Спор о правде и мечте" (по пьесе М.Горького "На дне")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  1. Обсудить основные проблемы пьесы;
  2. Совершенствовать навыки проблемного и образного анализа драматического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения в форме инсценировки, активизировать самостоятельность знаний учащихся, научиться уважать чужую точку зрения.
  3. Развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

1 стадия ВЫЗОВ роль учителя
- актуализация знаний; 1. направляющая;
- актуализация учащихся; 2. организующая;
- пробуждение интереса; 3. координирующая;
- создание интеллигентной опоры.

2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

- умение формулировать свои мысли; 4. мотивирующая;
- эмоциональное включение. 5. катализатор;

3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)

- корректировка и систематизация знаний. 6. фиксирующая.

ПОДГОТОВКА К ДИСКУССИИ:

- оформить зал.

- музыкальное сопровождение.

- выступление по вопросам.

- отрепетировать сцены из пьесы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего. Звучит называние темы и целей мероприятия, напоминание о правилах проведения дискуссии, знакомство с главными героями.

Оппонентами являются учащиеся, которые представляют главных героев пьесы М.Горького “На дне” Луку и Сатина (желательно, чтобы учащиеся были в театральных костюмах)

Мероприятие делится на три этапа.

  1. этап. Свою точку зрения высказывают главные герои, сначала литературную, затем личную.
  2. этап. Свои вопросы главным героям задают участники дискуссии, находящиеся в аудитории.
  3. этап. Все участники высказывают свою точку зрения.

ХОД ДИСКУССИИ

1 вступительное слово ведущего

Человек – это существо чувствительное, требующее понимания. Что же нужно человеку? Венец и величие или келья и вера? Возвышая себя над другими, он может превратиться в ничтожное создание, потерявшее духовное начало. Такого человека можно сравнить с червем, …точащим яблоко и высасывающим из него все лучшие соки. Это уже не Человек, а “человечишка”. И наоборот: маленький, ничем особенным от остальных не отличающийся человек может иметь в своей душе все лучшие человеческие качества. Ему помогают вера, честь, самоотверженность, умение любить… Тогда имя такого человека (а не “человечишки”!) “звучит гордо”, в таком имени есть правда. И не важно, как выглядит такой человек; главное, что его душа наполнена правдой.

Так вот, о правде и мечте пойдет сегодня наш спор. На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, что же это такое правда, и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.

Перед тем как представить вам главных героев я бы хотела напомнить правила дискуссии.

Во-первых, не забывайте: краткость – сестра таланта, вопросы и высказывания должны быть лаконичными и строго по теме.

Второе правило: высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.

Итак, позволю себе представить тех, с которых и начался весь этот спор.

(на сцене находятся главные герои)

2 дискуссия

Перед нами главные герои пьесы М.Горького “На дне” - Лука и Сатин.

(Учащиеся разыгрывают сцену из третьего акта пьесы. Они напоминают аудитории образы главных героев)

1 этап.

Ведущий. Все, я думаю, узнали сцену, где Лука уже повлиял на Актера и пытается поближе узнать Сатина. Неслучайно, мы нарушили последовательность сцен, давайте вместе сначала познакомимся ближе не только с героями пьесы и их взглядами, а также с точкой зрения тех, кто их играет.

(учащиеся, которые играют героев пьесы, высказывают свою точку зрения)

Вопросы участникам

- Какой вопрос становится главным во всех диалогах и монологах пьесы? (вопрос о правде становится основным среди жильцов ночлежки)

- Каким содержанием наполняют разные участники конфликта слово “правда”? Если возможно процитируйте.

2 этап.

Ведущий. Впервые тема “правды” и “праведной земли” возникает в разговоре Луки и Пепла. Лука объясняет, что не всякому человеку правда нужна и не каждый может выдержать ее тяжесть.

Инсценировка сцены, в которой Лука повествует о “праведной Земле”.

После этого учащиеся из аудитории начинают задавать вопросы главным героям.

(задавалось очень много вопросов, которые вышли за рамки пьесы; ребята задавали вопросы о “правде” современной жизни)

Итог диспута на этом этапе подводит ведущий.

Ведущий. Лука рассказывает притчу о праведней земле, чтобы оправдать перед обитателями ночлежного дома свою “утешительную позицию”. Лука верит, что не каждый человек может выдержать “правду жизни” и что всем людям необходима мечта, чтобы жить. Человек, имеющий цель, какую-нибудь надежду на освобождение от мучений, пусть очень призрачную, может все вынести и “перетерпеть”. Лишенные своего идеала, люди умирают, не выдержав столкновения с нищетой, отсутствием работы, пьянством.

Вопрос ведущего главным героям: В чем смысл цитирования Актером стихотворение Беранже?

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

(Стихотворение Беранже оправдывает “ложь во спасенье”. Одним из таких “безумцев”, напевающих человечеству “сон золотой”, оказывается Лука.)

3 этап.

Учащиеся инсценируют сцену из четвертого акта пьесы.

Ведущий. “В споре рождается истина” - известное высказывание, которое не требует доказательства, а может наоборот? Я хочу предложить высказаться о правде и мечте всем желающим, может быть именно в ваших монологах, мы услышим истину. Спешу напомнить о правилах поведения и регламенте (не более 2 мин.).

- Вспомните персонажей, которые поддались утешениям Луки и поставили мечту выше правды, а также тех, кто является “правдолюбцами”.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Заключительное слово ведущего

Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам “сон золотой”. Сатин же разоблачает его “рабское” миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Для Сатина, и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам “преодолеть” жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога (“Во что веришь – то и есть”)

По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам.

Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому быть может, и мы с вами в этом споре не поставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.