Урок чтения в 3-м классе по теме: "И.Соколов-Микитов. "Листопадничек" по учебнику Л.Ф.Климановой "Родная речь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу
  • развитие устной речи;
  • пробудить интерес к аналитической работе над текстом;
  • помочь понять идею автора; умения видеть авторскую позицию
  • развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира;
  • вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных.

Учебник “Родная речь. 3-й класс”. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

  • Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением И. Соколова-Микитова “Листопадничек”. Постараемся понять, какую идею хотел донести до нас автор.Для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания,подготовиться к пересказу. Подумайте, какие качества нам предстоит развивать (дети называют память, мышление, речь-говорение, внимание, воображение).

2. Проверка домашнего задания. Проверка первичного восприятия.

  • Какое было домашнее задание? (Перечитать сказку И. Соколова-Микитова “Листопадничек”, выполнить иллюстрацию к понравившемуся эпизоду).
  • Какой смысл вы вкладывали в название сказки до её прочтения? О чем подумали?
  • Можно ли озаглавить этот текст иначе? Обоснуйте свой ответ.
  • Почему произведение И. Соколова-Микитова можно назвать сказкой? Докажите.

3. Работа по иллюстрациям.

Мотивация перечитывания и анализа сказки И. Соколова-Микитова.

  • Откуда у зайцев появилось такое название?
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр. 60. Найдите в тексте отрывок к ней.
  • Посмотрим, кто из вас сделал иллюстрацию к этому же отрывку.
  • Объясните, почему выбрали этот эпизод?
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр.63.Найдите и прочитайте отрывок к ней.
  • Рассмотрим другие иллюстрации ( дети кратко рассказывают, к какому эпизоду относится их рисунок )

4. Работа по содержанию.

  • ..Давайте попробуем выяснить, о чём хотел сказать писатель своим читателям? Вспомним сюжет сказки. Работаем по вопросам учебника на стр. 66-67 (2, 3, 4, 5, 6).

5. Обобщение результатов анализа.

Подготовка к пересказу: деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ. На доске записывается план.

  • Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
  • Представьте себя в роли зайчика-Листопадничка, расскажите о своём путешествии.
  • Как вы перескажите его историю: подробно или сжато? Объясните свой выбор.
  • Какие чувства зайчонка вы передадите в своем пересказе?
  • Примерный план (составляется детьми в группах, обсуждается план каждой группы, выводится общий план).
  1. Мои мечты.
  2. Встреча на лесной речке.
  3. Вынужденная зимовка.
  4. Большая беда.
  5. Как хорошо в родном гнезде…
  • Пересказ сказки представителем той группы, которая наиболее успешно составила план.

6. Обобщение работы.

  • Когда автор создает художественное произведение, он описывает события, внося свой вымысел, свои оценки. Какую главную мысль хотел донести до нас И.Соколов-Микитов?
  • Чем вам интересна была эта сказка?
  • Какие качества помогла вам развить работа над этой сказкой?
  • Выставление отметок по итогам работы.

7. Домашнее задание.

  • Подготовить пересказ сказки И.Соколова-Микитова “Листопадничек”.