Системы подготовительных упражнений (Математика, 7-й класс, к учебнику Г.В. Дорофеева)

Разделы: Математика

Класс: 7


Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются творческие способности и самостоятельность мышления, является выполнение математических упражнений. Поэтому эффективность обучения во многом зависит от отбора, конструирования, организации упражнений – методики упражнений.

Обучающемуся в процессе обучения приходится иметь дело не с одним упражнением, а с совокупностью. Анализ совокупности упражнений требует их классификации.

Попытку систематизировать упражнения на дидактическом уровне предпринял

В.А. Онищук [1]. В основе его систематизации лежит соответствие упражнений дидактическим целям. Каждый этап усвоения умений отображается им на соответствующий вид упражнений. Автор выделяет такие этапы формирования умений:

  • актуализация опорных знаний;
  • усвоение знаний;
  • первичное применений знаний;
  • овладение навыками в стандартных условиях;
  • творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия;
  • контроль, коррекция и оценка навыков и умений.

В соответствии с указанной последовательностью этапов формирования умений выделены следующие виды упражнений:

  • подготовительные упражнения;
  • вводные упражнения;
  • пробные упражнения;
  • тренировочные упражнения;
  • творческие упражнения;
  • контрольные упражнения.

Как помочь обучающимся легче воспринимать новый материал? Психологи утверждают, что всякий раз, когда обучающийся усваивает новый материал, он сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает его. Следовательно, для успешного усвоения учащимися новой информации необходимо предварительно актуализировать базовые знания, поэтому я на уроках изучения новой темы большое внимание уделяю актуализации опорных знаний через целенаправленную систему упражнений.

Введению нового понятия предшествует система упражнений, во время выполнения которых обучающиеся:

а) повторяют материал необходимый для усвоения нового понятия;
б) выполняют упражнения, являющиеся составной частью вновь вводимого понятия;
в) готовятся к самостоятельному выводу нового правила.

Я предлагаю разработанные мною системы подготовительных упражнений к изучению тем по математике в 7 классе к учебнику Г.В. Дорофеева.

Предложенные упражнения помогут особенно молодым учителям при подготовке к урокам изучения нового материала.

Упражнения к теме: “Степень с натуральным показателем”

1. Выберите равные числовые выражения:

а) 5 + 5 + 5;
б) 53;
в) 5 · 5 · 5;
г) 5 · 3.

Назовите выражение, которое является степенью. Укажите основание и показатель степени.

2. Возведите в квадрат: 6; – 4; 1; 0,3; .

3. Возведите в куб: 2; – 2; 1; ; 0,5.

4. Определите знак выражения: 42; ( – 5)3; 23; (– 6)2.

Упражнения к теме: “Что такое отношение”

1. Во сколько раз

20 больше 5;
0,6 больше 0,2;
больше .

2. Во сколько раз

7 меньше 14;
0,5 меньше 10;
меньше .

3. Найти частное чисел 12 и 6; 3 и 5; 0,5 и 0,1; и .

Упражнения к теме: “Пропорции”

1. Решите уравнения: 3х = 12; 2а = 2,4; 10в = 5; 0,6 у = 60.

2. Прочитайте отношения и вычислите их:

а) 12 : 4;
б) 16 : 8;
в) 10 : 4;
г) 0,2 : 0,4;
д) 7,5 : 3;
е) : ;
ж) 9 : 3;
з) 4 : 8.

Укажите, под какими буквами получились равные отношения.

Упражнения к теме: “Прямая и обратная пропорциональности”

1. Во сколько раз 4 меньше 8; во сколько раз 15 больше 3?

2. Назовите формулу для вычисления площади прямоугольника, формулу для вычисления пройденного пути.

3. Ответьте на вопросы: Как изменяется время и расстояние?

а) v = 7 км/ч
t = 2ч
s = ?
б) v = 7 км/ч
t = 4ч
s = ?
в) v = 7 км/ч
t = 8ч
s = ?

4. Как изменяется длина и ширина прямоугольника?

a) S = 24 см2
a = 3cм
в = ?
б) S = 24 см2
a = 6 cм
в = ?
в) S = 24 см2
а = 12 см
в = ?

Упражнения к теме: “Буквенные выражения и числовые подстановки”

1. Найдите значение выражения:

а) 3,5 : 0,7;
б) 4,5 – 2;
в) 2 – 4,2;
г) 63 · ( – );
д) 33 + 22 ;
е) ( –14 + 16) 4 ;
ж) .

2. Запишите формулы для вычисления площади, периметра и полупериметра прямоугольника со сторонами а и в.

3. Вычислите площадь, периметр и полупериметр прямоугольника, если его стороны равны 5 см и 9 см.

Упражнения к теме: “Раскрытие скобок”

1. Вычислите значения выражений и сравните их:

а) 42 + (10 + 2) 42 + 10 + 2
б) 42 + (10 – 2) 42 + 10 – 2
в) 56 – (– 24 + 10) 56 + 24 – 10
г) 56 – (– 24 – 10) 56 + 24 + 10
д) 34 – (14 + 20) 34 – 14 – 20
е) 34 – ( 14 – 20) 34 – 14 + 20

2. Запишите эти равенства с помощью букв а, в и с.

3. Вычислите, применяя распределительный закон умножения:

а) 12 · (10 + 5)
б) 25 · (20 – 4)

Упражнения к теме: “Приведение подобных слагаемых”

1. Вычислите: – 15 + 8; – 7 – 9; – 1,2 + 2,5; 12 – 23; 1,5 – 3; – 49 : (–7) + 2,1

2. Чему равен коэффициент в выражении: 3а; – 4ху; – х; 0,3 ав2; у; 6а · 5в; – 3х · (– 2 у).

3. Вычислите, используя распределительный закон умножения:

а) 84 · 22 + 16 · 22;
б) 25 · 112 – 25 · 12.

1. Укажите, какое выражение из данных лишнее и почему?

а) 3а + 12а – 5а;
б) –12х – 4х + 6х;
в) – 9ху + 4у + 7х;
г) – 7в – 12вв.

Упражнения к теме: “Корень уравнения”

1. Как можно назвать следующие равенства:

а) х + 5 = 10
б) 24 – а = 8
в) х · 12 = 60
г) 75 : в = 5

2. Найти значение выражения:

а) х2 + 6х при х = 0; 6; –7.
б) 7 · (с – 5 ) при с = 5,2; 5; –5.

3. Проверьте, верно ли равенство:

а) 32 + 6 = 15
б) 6 · (4 + 2 · 3) = 120 :  4
в) (3,6 – 0,4 · 9) : 2,1 = 0

Упражнения к теме: “Решение уравнений”

1. Решите уравнения:

24 : х = 12
5х = – 24
– 0,2х = – 1
х + 12 = 36

2. Решите уравнение:

а) 2х – 5 = 15
б) Прибавьте к обеим частям уравнения число 5 и решите получившееся уравнение.
в) Обе части уравнения умножьте на число 2 и решите получившееся уравнение.

Упражнения к теме: “Произведение и частное степеней”

1. Упростите запись:

а) х · х · х · х · х;
б) а · а · а · в · в · в · в;
в) у2 · у5;
г) в4 · в3;
д) с · с4 · с5;
е) m2 · m · m.

2. Сократите дробь:

а) ;
б) ;
в) .

Упражнения к теме: “Степень степени, произведения и дроби”

1. Вычислите: ; ; .

2. Упростите выражение:

а) х2 · х2 · х2;
б) в4 · в4;
в) с3· с4 · с5.

3. Верно ли равенство:

а) (2 · 3)2 = 22 · 32;
б) (0,2 · 5)3 = 0,23 · 53;
в) ;
г) (22 )3 = 26;
д) ( 32)2 = 34.

Упражнения к теме: “Одночлены и многочлены”

1. Приведите подобные слагаемые:

а) 4а – 3в + 2а + 9в;
в) – 15 х – 4у + 7у – 5х;
г) 13а2 + 8 – 24а2 – 12;

2. Из всех алгебраических выражений выберите те, которые являются произведением нескольких множителей:

5в; 7х2у; 6ху + 9; ; ; – а2х3у4; 3а2в.

Назовите в них числовые и буквенные множители.

3. Из одночленов с помощью знаков “ +” и “ –”   составьте выражения.

Упражнения к теме: “Сложение и вычитание многочленов”

1. Раскройте скобки:

а) а + (всd);
б) а + (– в + с + d);
в) m – (у + сd);
г) х – (– ус + m);
д)(ав) – (mn);
е) (х + у) + (– ав);
ж) 3х + (12у – 6а);
з) 12а – (– (– х + 7у – 1).

2. Приведите подобные слагаемые:

а) 12х – 5 + 6х – 2;
б) 5а – 7в – 13а + 4в;
в) ав – 3а –11в;
г) 8а – 1 – 11а + 21.

Упражнения к теме: “Умножение одночлена на многочлен”

1. Упростите произведение:

а) 2а · 3в;
б) – а ·(– в);
в) а · (–3)d;
г) –3m · (– 2n) · m2;
д) 0,1 · m · n · m;
е) 5х3 · х4.

2. Преобразуйте выражение, используя распределительное свойство умножения:

а) 5 · (2в + 4);
б) – 4 · (а – 6в);
в) 8 · (2а – 8в + 3с);
г) 2а · (а –  4с).

Упражнения к теме: “Умножение многочлена на многочлен”

1. Выполните действия:

а) ( 3х – 5у) + ( 5х – 3у);
б) ( 4х – 3у) – (3х – 7у);
в) 5в2 · (4в3 + 6);
г) 10ав2 · (а4 в3).

2. Умножьте одночлен на многочлен и полученные результаты под буквой а) и б); в) и г) – сложите:

а) а · (а + 2);
б) 8 · (а + 2);
в) (m – 11) · m;
г) (m – 11) · (– 2).

Упражнения к теме: “Формула квадрата суммы и квадрата разности”

1. Прочитайте выражения:

а) (в + 6)2;
б) в2 + 62;
в) (а – 3)2;
г) а2 – 32.

2. Возведите в квадрат одночлены: 5; 2х; (3у2)2; (– 5в)2; (0,2ав)2.

3. Найдите удвоенное произведение одночленов: 5 и 2х; 3у и 5; – 0,5а и 4в.

4. Выполните умножение:

а) (а – 3) · (а + 4);
б) (в + 2) · (в + 2).

Упражнения к теме: “Вынесение общего множителя за скобки”

1. Назовите общие делители чисел: 6 и 9; 6 и 8; 10 и 15.

2. Вычислите, используя распределительное свойство умножения:

а) 14· 7 + 86 · 7;
б) 45 · 36 + 45 · 64;
в) 92 ·14 – 92 · 4;
г) 85 · 28 – 28 · 75.

3. Замените многоточие одночленом так, чтобы равенство было верным:

а) 12а5 = 2а3 · …;
б) 20а6 = 4а2 · … = 10а5 · …;
в) 24а4в3 = 4а2в ·… = 8ав ·… .

Упражнения к теме: “Формула разности квадратов”

1. Прочитайте выражения: 52 – 42; а2в2 ; а + в; ав; х2 + у2.

2. Квадратом какого одночлена являются следующие одночлены: 36; 9а2; 49у4; в6; 100с4в8; 0,04х2у2.

3. Проверьте, верно ли равенство:

а) 62 + 22 = (6 – 2) · (6 + 2);
б) 102 – 82 = (10 – 8) · (10 + 8)

Упражнения к теме: “Способ группировки”

1.Вынесите общий множитель за скобки:

а) 5а + 5в;
б) 4с – 4;
в) а2 + ав;
г) 2m2 – 2m;
д) х5 + х3 х;
е)10а4в3 + 15а2в.

2. Представьте многочлен в виде произведения:

а) 25 – х2;
б) 9у2 + 6у + 1;
в) с6 – 16в4;
г) 25 – 20в + 4в2.

3. В многочлене выделите одночлены, имеющие общие множители и укажите общий множитель:

а) ав + 6а + ас + 6с;
б) 4с2 + 12 ас – 3с – 9а.

Литература:

1. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике.– М.: Просвещение,1995.

2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики.– М. : Просвещение, 1990.