Проект программы интегрированного курса "Художественное конструирование - этнография"

Разделы: Работа с дошкольниками


Целью данного проекта является: приобщение детей к истокам региональной культуры средствами художественного конструирования .

Проект предполагает работу с детьми 5 – 7 лет в рамках интегрированного курса «Художественное конструирование – этнография».

Срок осуществления : январь 2007 г. – январь 2008 г.

В результате проектной деятельности будут разработаны:

– Программа интегрированного курса ;

– Фотоматериалы ;

– Видеоматериалы : «Тебе мой город посвящаю…», «Времена года» и др.;

– Мини музей сибирского быта (макеты, предметы домашнего обихода, иллюстративный материал и т.д.) ;

– Словарь старо-сибирских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках ;

– Исторические, этнографические тексты ;

– Схемы, рисунки, иллюстрации ;

– Продукты детского творчества .

Тип проекта : творческий.

Объект проекта : художественно – творческие способности детей .

Субъект : дети 5 – 7 лет .

Актуальность: формирование у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями. Воплощение своих творческих замыслов через художественное конструирование.

Гипотеза : оптимальное развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его задатков может быть обеспеченно в условиях интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи», реализующего принцип регионализации в том случае, если приобщать детей к истории сибирского края, развивать интерес к жизни наших предков, обогащая детей новыми знаниями о том как зарождалась Сибирь, используя средства художественного конструирования.

Задачи

Ожидаемые результаты

1. Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с историей сибирского края.

– Создание программы интегрированного курса с приложением : литературные, исторические, этнографические тексты ; словарь старо–сибирских слов ;

– Альбом «Народы Сибири» ;

– Рукоделие : ткачество, вышивка бисером ; вязание из собачьего пуха ; изделия из кожи, меха, бересты, дерева.

2. Способствовать самостоятельному добыванию информации об истории сибирского края (быт, традиции, особенности культуры) , опираясь на опыт предыдущего поколения (бабушки, дедушки)

– Создание мини музея ;

– Фотоматериалы ;

– Видеоматериалы «Тебе мой город посвящаю…» ;

– Вечер «История г. Братска» (приглашение гостей , музея Братскгэсстроя – музейная педагогика)

3. Расширить представления детей о современном городе Братске, городе устремленном в будущее (музеи, памятники культуры, промышленность, наша земляки)

– Аудиокассеты «г. Братск»

– Экскурсии «Ангарская деревня» ; музей «Братскгэсстроя» ; к памятнику Наимушина ; ГЭС ;

– работа с исследовательским фартуком.

4. Актуализация впечатлений в художественном конструировании.

– Фотомонтаж в креативной среде «Открытая система» ;

– «Стена творчества» ;

–КВН «Лучший знаток истории г.Братска».

Условия :

1. Наличие тематического плана ;

2. Выход на социум :

– сотрудничество с «Фольклорно эстетическим» отделением «Дворца Искусств» пос. Энергетик ;

– сотрудничество со школой «Ремесел» пос. Падун ;

– сотрудничество с музеем школы № 45, детским садом № 84 ;

– музей «Братскгэсстроя» ;

– библиотека ;

– этнографический музей «Ангарская деревня»

3. Открытие художественной мастерской ;

4. Создание мини-музея.

Методики исследования :

1. Изучение научно – методической литературы по теме проекта ;

2. Методика диагностики художественно – конструктивной деятельности по программе «Развитие», автор Венгер Л.А.

– Маханева М. Д. , Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Этапы и сроки выполнения проекта :

I Подготовительный :

1. Пополнение и обогащение предметно – развивающей среды стимульным материалом, открытие музея сибирского быта ;

2. Составление тематического плана ;

3. Выявление интересов и склонностей на основе «Карты интересов ребенка», автор Савенков А.И.;

4. Анкетирование родителей : «Творческий ли вы человек?»;

5. Подбор диагностических методик .

II Основной:

1. Разработка и апробация авторской программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи».

Программа интегрированного курса содержит три блока :

– «Путешествие в историю» ;

– «Сибирский фольклор» ;

– «Быт и традиции» .

Интегрированные занятия проводятся в два возрастных потока : средний возраст в рамках «открытая система» и старший возраст в рамках интегрированного курса. Занятия по студиям «Сибирячок» и «Художественная галерея» проводятся 2 раза в неделю в режиме «открытая система» , в год проводится – 63 занятия.

Интегрированные занятия проводятся как контрольно – обобщающие по результатам работ студий 1 раз в конце месяца (на первом и втором году обучения) , всего 18 занятий

По форме организации это : занятия – путешествия, занятия – сказка, занятие – лаборатория, занятие – конкурс, контрольно – диагностические и др.

2. Диагностическое обследование :

– диагностика «Общих творческих способностей детей» (автор Дьяченко О. М.) ;

– диагностика «Специальных способностей» (отдельно по творческим студиям), позволяющих выявить динамику продвижения детей ;

– перегрузку детей позволяет избежать проведение медицинской диагностики на утомляемость, тест Зотова В. А.

III Заключительный :

1. Оформление «Стены творчества» в рамках фестиваля открытых дверей ;

2. Конкурс плоскостных макетов «Прошлое и настоящее г. Братска» (сотворчество детей и родителей) ;

3. Акция «50 добрых дел любимому городу» (создание книги, сотворчество детей и педагогов групп) ;

4. Рецензирование программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи» кафедрой дошкольной педагогики ИГПУ.

Кадровые ресурсы :

1. Руководитель «Фольклорно – эстетического» отделения Примак М. А.;

2. Руководитель этнографического музея «Наш Братск» школы № 45 Жигунова Н. Г.;

3. Научный руководитель Сударчикова С. Ф. – кандидат педагогических наук ИГПУ.

Материальные ресурсы :

Предполагаемая смета расходов на реализацию программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи» на 2005 – 2006 уч. год :

 

Статья расходов

Итого в год

 

Материальные затраты

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

Хозяйственные материалы :

– магнитофон,

– обои ( 6 рулонов * 50 руб. )

– ткань ( фланель, ситец, драп ) ,

– предметы быта

Канцелярские товары :

– бумага писчая, альбомы, бумага цветная, цветной и белый картон, краски акварельные, гуашь, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры, скотч, мультифоры, клей.

Учебные пособия :

– наборы игрушек (дикие и домашние животные Сибири, птицы, насекомые, рыбы…);

– литература (научно–методическая, детская, подписка на периодическую печать, художественно – эстетический блок) ;

– аудиокассеты, видео- пособия ;

– развивающие игры .

2000 руб.

300 руб.

500 руб.

благотворительность

 

600 руб.

 

 

 

400 руб.

 

500 руб.

300 руб.

300 руб.

 

 

Итого :

 

4900 руб.

План мероприятий и ожидаемые результаты :

 

№ п/п

 

Содержание проектной деятельности

 

 

направленность

 

результат

 

срок

1.

 

 

Разработка и апробация программы интегрированного курса

Дети 5 – 7 лет

– портфолио детей ;

– картотеки ;

– консультации ;

– дидактические пособия ;

– проекты ;

– отчеты

январь 2007 г.– январь 2008 г.

2

Организация интегрированных занятий в креативной среде «открытая система»

Дети 5 – 7 лет

– продукты детского творчества ;

– видеоматериалы;

– оформление «стены творчества».

2007 г.– 2008 г.

3.

Фестиваль «Открытых дверей»

Родители ДОУ

– творческий отчет ;

– конкурс – фестиваль «Я в сибирском таежном краю»

Май 2007 г.

4.

Участие в городском конкурсе методических разработок «Формирование духовно – нравственного мира, гражданско – патриотическое воспитание детей д/в»

Дети 5 -7 лет.

Проект программы интегрированного курса «Художественное конструирование – этнография» (внедрение регионального компонента)

Декабрь 2007 г.

5.

Музейная педагогика

Дети 5 – 7 лет

– экскурсии ;

– выставки ;

– фотомонтаж ;

– составление альбомом

2007 г.- 2008 г.

6.

Педсовет «Проектирование перспектив развития ребенка дошкольника в образовательном проекте «открытая система» : развитие художественно – творческих способностей, внедрение регионального компонента»

Педагоги

– музей «Говорящих вещей» ;

– книжки – малышки «Сибирский фольклор» ;

– картотека «Сибирские игры», «Игры – забавы родного края», «Танцы на сибирском материале» и др.

Январь 2008 г.

7.

Рецензирование авторской программы.

ИГПУ – кафедра дошкольной педагогики

Получение рецензии

Февраль 2008 г.

Дальнейшее развитие проекта : апробация программы интегрированного курса с вновь поступившими в детский сад детьми.