Урок "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • формирование умений и навыков учащихся в умножении десятичных дробей;
  • развитие логического мышления учащихся, внимания, умения правильно и последовательно рассуждать;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи.

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение целей урока.

3. Проверка домашнего задания.

 №1299(а, б) через кодоскоп.

а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38

х + 2,8 = 4,1

х = 4,1 – 2,8

х = 1,3

б) 4,1 + у = 20,3 – 4,

4,1 + у = 15,4

у = 15,4 – 4,1

у = 11,3

4. Актуализация знаний учащихся.

Какие действия с десятичными дробями Вам знакомы?

Сегодня мы с Вами отправимся в Царство Умножения десятичных дробей. Перед путешествием проведем небольшую разминку.

Математический диктант.

1) 18 увеличить на 2,7.

2) Уменьшить 2,55 на 0,1.

3) Найти сумму чисел 4,6 и 0,5.

4) Найти разность чисел 10 и0,25.

5) Решить уравнение х + 2,3 = 4,84.

6) Найти корень уравнения у – 0,56 = 6,04.

При проверке диктанта на доске появляются карточки с правильными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы:

20,7
2,45
5,1
9,75
2,54
6,6
А
Л
Ь
К
А
Ш
И

Аль- каши – знаменитый ученый 15 века, который впервые описал действия с десятичными дробями. Записывал он десятичные дроби также , как принято сейчас, но вместо запятой ставил вертикальную черточку.

Разминка прошла хорошо, все готовы к путешествию. Но для этого необходим запас знаний.

5.Запишите тему урока: « Умножение десятичных дробей».

Каждый из нас возьмет с собой визитную карточку гимназиста.

Дано: а = 14,3 см. = 143мм

в = 13,8 см. = 138мм

Найти: S

Решение: S = а*в

S = 143мм*138мм = 19734мм2 = 197,34 см2.

Можно решить короче:

     14,3
   * 13,8
    -------
    1144
 + 429
  143
----------
197,34

Сколько цифр стоит после запятой в первом множителе?

Сколько цифр стоит после запятой во втором множителе?

Сколько цифр стоит после запятой в произведении?

Ответ: S = 197,34 см2.

Правило. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;

2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.

Ребята, откройте учебник на странице 296 и прочитайте правило.

6.Устно. Сколько цифр после запятой должно стоять в произведении чисел?

5,6 и 0,89

14,5603 и 6,001

0,81 и 2,309

0,37 и 101

В любом путешествии необходима закалка .

4 человека работают на доске:

4,9* 0,31

2,35* 0,28

2,1* 43

4,6* 0,0006

В путешествии необходимо отдохнуть. Физкультминутка.

7.Для дальнейшего путешествия подбросим горючее.

Найти значение выражения: 3(1,2а + 0,5) + 20а + 4 при а = 0,04.

Для того, чтобы домой вернуться отдохнувшими и здоровыми необходимо справиться с №1370(в, д, е, ж, з).

Взаимообмен тетрадями.

Открываются правильные ответы на закрытой доске.

Критерии : «5» – все верно

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 ошибки

«2» – 3-4 ошибки.

Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руку, кому поставили «5», «4», т. д.

Какими правилами пользовались при вычислениях?

Учащиеся повторяют правило умножения десятичных дробей.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: №1369, 1370.

Путешествие прошло в спокойной обстановке, всем спасибо.

Литература:

1 . Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, Математика, учебник для 5 класса общеобр. учреждений, М.-Мнемозина, 2002

2 . А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контролные работы по математике для 5 класса, М.-«Илекса» ,2005