Конспект риторического урока по изобразительному искусству в 6-м классе "Морские пейзажи" —марины

Разделы: МХК и ИЗО


Методические рекомендации: Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в его эмоциональности. Детское искусство носит экспрессивный характер - ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. На уроках учащиеся последовательно проживают несколько этапов взаимодействия с миром искусства, со сверстниками, с педагогом.

I этап - психологическое вхождение в тему урока.

II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.

III этап - практический (работа с художественным материалом)

IV этап - завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов.

Конечно, важно учитывать при планировании урока, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи учащихся напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введёт их в особый мир искусства.

Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.

Вашему вниманию предлагается конспект риторического урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском вариантов решения и синтезируют рациональное.

В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.

Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве;

Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.

А межпредметные связи, умело подобранные педагогом, и использование авторских дидактических игр помогут учащимся находить оптимальные ответы на поставленный проблемный вопрос.

Концептуальная цель: Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.

Тема урока: “Морские пейзажи” (марины)

Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
  • Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.
  • Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
  • Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.

Проблемный вопрос: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Оптимальный вариант:

  • морская стихия влияет на эмоциональное состояние человека.
  • на физическое здоровье.
  • вдохновляет на творчество.
  • кормит.
  • добыча полезных ископаемых.

Тезис: “Хвалите море, но держитесь земли”. (Д. Герберт)

Художественные материалы:

  • листы белой бумаги (формат А3, А4);
  • акварель, гуашь;
  • кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);
  • палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.

Зрительный ряд:

  • портрет И. К. Айвазовского.
  • Основные даты биографии художника.
  • Его живописные произведения:
  • “Девятый вал”,
  • “Чёрное море”,
  • “Ялта”,
  • “Бурное море”,
  • “Кавказские горы”,
  • “Спасающиеся от кораблекрушения”.
  • Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус”.
  • Карточки, определяющие настроение морской стихии.
  • Картины марин с различной смысловой нагрузкой.

Музыкальный ряд:

Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Вангелис “Морская малышка”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).

Межпредметные связи:

  • Литература (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”).
  • География (моря, в названии которых присутствует цвет Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое и их местонахождение на карте).

Комментарий урока:

С целью активизации интереса учащихся к данной теме, Педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.

(просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)

 Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)

Айвазовский И.К. “Закат на море ” (Рисунок 2)

 АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (Рисунок 3)

1817, Феодосия — 1900, там же

КОНТРАБАНДИСТЫ. 1884

Диалог, подводящий к теме урока:

  • Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?
  • В какой из картин вы мысленно побывали?
  • Кто автор этих чудесных произведений?
  • К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?

Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.

Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.

Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.

В конце урока подумаем и попытаемся ответить на вопрос: как влияет морская стихия на жизнь человека?

 (педагог размещает на доске портрет и основные даты биографии художника)

(Рисунок 4)

План рассказа педагога (или учащегося):

Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.

Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.

1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.

1846 г. - 120 персональных выставок!

Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)

Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.

Работа с высказываниями мариниста.

“Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.

“Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”

“Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения ”.

Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.

Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.

Завещание художника (Айвазовский - певец моря)

(картины, приобретённые Пермской художественной галереей).

Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)

Рассказ педагога: “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?

Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.

Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?

Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

  • контрасты освещения и колорита;
  • деление пространства на планы;
  • изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

  • Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
  • А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.

(Авторская дидактическая игра “Определи морское настроение”)

Учащиеся, слушая стихотворение, размещают картины морских пейзажей и карточки со словами их характеризующими.

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным
и непокорным,
Поднимающимся
и горбатым.

(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)

Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.

Авторская дидактическая игра по типу пазл “Морские волны”

(учащиеся выполняют правила игры, обмениваются карточками).

 

Характер морской стихии:

  • грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,
  • хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,
  • спокойная, засыпающая, таинственная,
  • нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,
  • радостная, ликующая, игривая и др.

Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии.

Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.

Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Варианты ответов:

  • морская стихия влияет на эмоционально-чувственную сферу человека (положительные эмоции - завораживает, удивляет, изумляет и т.д. отрицательные эмоции - утомляет, истощает, раздражает и т.д.).
  • морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце. Калечит - переохлаждения, укачивание, обезвоживание и др.
  • морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг).
  • море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом).
  • морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа).

Анализ творческих работ учащихся.

(использование цветовой гаммы морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке). Обсуждение работ и настроения.

Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.

Разноуровневое домашнее задание.

  • составить кроссворд по теме урока “Морской пейзаж”.
  • сочинить или найти в литературных источниках стихи о море.
  • доработать “марины” для экспозиции на школьную выставку.

Вариант кроссворда на закрепление знаний урока “Морские пейзажи”.

По вертикали:

  1. Русский художник-маринист, живший в Феодосии.

По горизонтали:

  1. Гладкая дощечка, на которой художник смешивает краски.
  2. Как называют художника пишущего морские пейзажи?
  3. Вид изобразительного искусства, передающий красками многообразие окружающего мира.
  4. Техника рисования морской глади.
  5. Рассказ художника о природе.