Элективный курс "Переменный ток"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Элективный курс по теме “Переменный ток” предназначен для учащихся 11 классов естественно - математического направления, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезные не только будущим физикам или инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы, проверять исправность бытовых приборов. Опыт практической работы с физическими приборами окажет помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные в основной школе, дает возможность более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин, приобрести умения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

Цель курса:

  • предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. На элективных занятиях учащиеся познакомятся с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики.

Учащиеся должны знать:

  • методы измерения физических величин;
  • устройство и принцип действия измерительных приборов;
  • способы обработки и представления результатов измерений;
  • что такое переменный ток;
  • роль резистора, катушки индуктивности, конденсатора в цепи переменного тока;
  • роль диодов для выпрямления переменного тока.

Должны научиться:

  • планировать физический эксперимент в связи с поставленной задачей;
  • выбирать рациональный метод измерений;
  • выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.

Методы и формы обучения.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в кабинете физики и выполнение экспериментальных заданий. На основе знакомства с устройствами и принципами действия физических измерительных приборов, приобретения самостоятельного опыта их использования у обучающихся вырабатывается чувство уверенности в своих способностях успешно взаимодействовать с разнообразными техническими устройствами.

Формы контроля.

Оценка выставляется в форме “зачтено”.

Зачет по выполненной работе выставляется по письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

Тематическое планирование курса (30 часов)

  Кол-во часов
  Глава 1. Основные правила выполнения физических экспериментов 8
1. Физические величины и их и единицы. 1
2. Измерения физических величин. 1
3. Погрешности прямых однократных измерений 1
4. Безопасность эксперимента. 1
5. Планирование и выполнение эксперимента. 1
6. Построение графиков. 1
7. Методы измерения электрических величин. 2
  Глава 2. Переменный электрический ток и его выпрямление 8
1. Трансформатор 1
2. Осциллограф 2
3. Звуковой генератор 1
4. Выпрямление переменного тока. 4
  Глава 3. Реактивные сопротивления в цепи переменного тока 11
1. Резистор в цепи постоянного и переменного тока. 1
2. Самоиндукция 1
3. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. 3
4. Конденсатор в цепи переменного тока. 2
5. Закон Ома для цепи переменного тока 1
6. Резонанс в последовательном колебательном контуре 1
7. Резонанс в параллельном колебательном контуре. 1
8. Активное, индуктивное, емкостное сопротивление в цепи переменного тока. 1
  Итоговые занятия 3

Основное содержание курса.

Глава 1. “Основные правила выполнения физических экспериментов”

Занятие 1.Физические величины и их единицы.

Физические свойства тел; физическая величина; основные и производные физические величины; единицы величин и эталоны; международная система единиц.

Занятие 2. Измерения физических величин.

Измерения физических величин; размер и значение физической величины; измерительные приборы; прямые и косвенные измерения; абсолютная и относительная погрешности.

Лабораторная работа 1. Измерительные приборы.

Цель: Условные обозначения приборов. Расчет погрешностей.

Занятие 3. Погрешности прямых однократных измерений.

Границы погрешностей измерений; границы абсолютной и относительной погрешности; инструментальная погрешность; класс точности прибора; погрешность отсчета; погрешность метода измерения; систематические и случайные погрешности; как можно учесть ошибки измерений и уменьшить их.

Лабораторная работа 2. Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.

Цель: Научиться определять погрешность при измерениях силы тока.

Занятие 4. Безопасность эксперимента.

Охрана здоровья учащихся при выполнении эксперимента.

Лабораторная работа 3. Измерение электрического сопротивления омметром.

Цель: Научится пользоваться омметром.

Занятие 5. Планирование и выполнение эксперимента.

Выбор метода измерений и приборов; влияние приборов на результаты измерений; предварительные измерения; выбор ступени регулируемой величины; поддержание постоянных условий эксперимента.

Лабораторная работа 4. Исследование полупроводникового диода.

Цель: Научиться выбрать метод исследования свойств полупроводникового диода.

Занятие 6. Построение графиков.

Представление результатов измерений в виде таблиц и графиков; построение приближенного графика; выбор масштаба; указание границ погрешностей на графике; усреднение результатов измерения по полученным экспериментальным данным.

Лабораторная работа 5. Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки.

Цель: Снятие показаний амперметра и вольтметра и представление их в таблицу. Построить вольт-амперную характеристику для нити электрической лампочки, с указанием масштаба.

Занятие 7,8. Методы измерения электрических величин.

Приборы для измерения силы тока, напряжения; условные обозначения; авометр.

Лабораторная работа 6. Измерение авометром силы тока, напряжения, сопротивления.

Цель: Научиться пользоваться авометром.

 Глава 2. Переменный электрический ток и его выпрямление

Занятие 1. Переменный электрический ток.

Переменный электрический ток. Характеристики.

Занятие 2. Трансформатор

Трансформатор; работа трансформатора в режиме “холостой ход”, коэффициент трансформации.

Лабораторная работа 7. Знакомство с трансформатором и определение коэффициент трансформации.

Цель: Ознакомится с устройством трансформатора и определить коэффициент трансформации.

Занятие 3,4. Осциллограф.

Осциллограф. Электронный луч управляет электронным полем.

Лабораторная работа 8. Знакомство с осциллографом и определение параметров переменного тока по осциллограмме.

Цель: Ознакомится с устройством и принципом работы осциллографа; изучить осциллограмму переменного тока.

Лабораторная работа 9. Сравнение амплитудного и действующего значений переменного напряжения.

Цель: Найти соотношение между амплитудным и действующим значениями напряжения в цепях переменного тока.

Занятие 5. Звуковой генератор.

Лабораторная работа 10. Звуковой генератор вырабатывает ток звуковой частоты.

Цель: Ознакомится с устройством и принципом работы звукового генератора.

Занятие 6. Однополупериодное выпрямление переменного тока.

Изучение схемы и принципа однополупериодного выпрямления переменного тока.

Лабораторная работа 11. Однополупериодное выпрямление переменного тока.

Цель: Изучить один из способов выпрямления переменного тока.

Занятие 7. Двухполупериодное выпрямление переменного тока с помощью двух диодов.

Изучение схемы и принципа двухполупериодного выпрямления переменного тока с помощью двух диодов.

Лабораторная работа 12. Двухполупериодное выпрямление переменного тока с помощью двух диодов.

Цель: Изучить принцип работы двухполупериодного выпрямителя с выводом от средней точки вторичной обмотки трансформатора.

Занятие 8. Двухполупериодное выпрямление переменного тока с помощью четырех диодов.

Изучение принципа двухполупериодного выпрямления переменного тока по мостовой схеме.

Лабораторная работа 13. Двухполупериодное выпрямление переменного тока с помощью четырех диодов.

Цель: Изучить принцип работы двухполупериодного выпрямления переменного тока по мостовой схеме.

 Глава 3. Реактивные сопротивления в цепи переменного тока

Занятие 1. Резистор в цепи постоянного и переменного тока.

Закон Ома для участка цепи постоянного тока. Закон Ома в цепи переменного тока.

Лабораторная работа 14. Резистор в цепи постоянного и переменного тока.

Цель: Роль резистора в цепи постоянного и переменного тока.

Занятие 2. Самоиндукция.

Самоиндукция. Закон самоиндукции. Индуктивность катушки.

Лабораторная работа 15. Наблюдение тока самоиндукции.

Цель: Ознакомится с явлением самоиндукции.

Занятие 3,4,5. Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Индуктивное сопротивление. Закон Ома для участка цепи переменного тока содержащего катушку индуктивности.

Лабораторная работа 16. Определение индуктивного сопротивления катушки.

Цель: Вычислить индуктивного сопротивление катушки. Изучить зависимость индуктивного сопротивления от ее индуктивности.

Лабораторная работа 17. Исследование зависимости индуктивного сопротивления от частоты тока.

Цель: Вычислить индуктивное сопротивление катушки в цепях переменного тока на различных частотах. Построить график зависимости индуктивного сопротивления от частоты тока.

Лабораторная работа 18. Определение индуктивности катушки.

Цель: Научиться вычислять индуктивность катушки по ее сопротивлению переменному току.

Занятие 6,7. Конденсатор в цепи переменного тока.

Емкостное сопротивление. Последовательное и параллельное сопротивление конденсаторов.

Лабораторная работа 19. Определение емкостного сопротивления конденсатора.

Цель: Вычислить емкостное сопротивление конденсатора в цепи переменного тока. Построить график.

Лабораторная работа 20. Определение емкости конденсатора по его сопротивлению переменному току.

Цель: Научиться вычислять емкость конденсатора по его емкостному сопротивлению. Определить общую емкость двух конденсаторов при их параллельном и последовательном соединении.

Занятие 8. Закон Ома для цепи переменного тока.

Закон Ома для цепи переменного тока.

Лабораторная работа 21. Изучение закона Ома для цепи переменного тока.

Цель: Изучить как ведут себя в цепи переменного тока последовательно соединенные активное, емкостное и индуктивное сопротивления.

Занятие 9. Резонанс в последовательном колебательном контуре.

Условие резонанса в последовательном колебательном контуре.

Лабораторная работа 22. Резонанс в последовательном колебательном контуре.

Цель: Изучить явление резонанса в последовательном колебательном контуре.

Занятие 10. Резонанс в параллельном колебательном контуре.

Причина резонанса в параллельном колебательном контуре.

Лабораторная работа 23. Резонанс в параллельном колебательном контуре.

Цель: Изучить явление резонанса в параллельном колебательном контуре

Занятие 11. Активное, индуктивное, емкостное сопротивление в цепи переменного тока.

Активное, индуктивное, емкостное сопротивление в цепи переменного тока.

Лабораторная работа 24. Активное, индуктивное, емкостное сопротивление в цепи переменного тока.

Цель: Изучить особенности протекания тока разной частоты через резистор, катушку, конденсатор.

Итоговое занятие 12,13,14.

Приложение 1

Литература для учителя:

  1. Головин П.П. Учимся радиоэлектронике: Книга для учащихся (экспериментальные задания по электродинамике). - Ульяновск, РИЦ “Реклама”,1998-204с.
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вербум,2001.
  3. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики:10-11 кл. Под. ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина.-2-е изд., перераб. и доп.- М: Просвещение, 2002.
  4. Касьянов В.А., Физика-11, М.: Дрофа, 2004.
  5. Пинский А.А., Физика 10. Учебное пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики, М.: Просвещение,1995