"Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Создание проекта крестьянской реформы.
  • Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, работать в группах.
  • Воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу.

Задачи урока:

  • выяснить причины отмены крепостного права;
  • рассмотреть проекты крестьянской реформы и процесс ее подготовки.

Форма урока – урок-исследование с элементами дискуссии.

Тип урока – изучение нового материала.

Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г Главный комитет по крестьянскому делу.

Оборудование: учебник “ История России. ХIХ век” (авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.), карта “Отмена крепостного права в России в 1961 г.”, портреты Александра II, Н.А. Милютина, Я.И. Ростовцева, документы, компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка учащихся: сообщение “Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта”; “Ростовцев – председатель редакционной комиссии”, повторение темы “Социально-экономическое развитие России в первой половине X IX в.”, “Крымская война” по параграфам 11 и 14 названного учебника.

Методический комментарий

Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу и ее значение для последующего развития нашей страны, осознать, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

Ход урока

I. Комментирование целей и задач.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества, выявить особенности отмены крепостного права в разных губерниях и на основе работы с документами сформировать и предложить свои собственные варианты проектов решения аграрного вопроса. На следующем уроке мы познакомимся с реальными положениями земельной реформы и проанализируем историческое значение отмены крепостного права для развития нашей страны.

II. Актуализация знаний.

Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в. Идея безнравственности крепостного права стала составной частью мировоззрения читающего общества. Борьба с “мерзостью крепостного права” была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли первой половины XIX в. Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных и государственных проблем, принять такие законы, которые подтачивали устои крепостного права.

При Александре I и Николае I работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.

В качестве повторения дано задание на доске.

Расставьте события в хронологической последовательности и подпишите даты:

  • Указ о трехдневной барщине (Павел I, 1797 г.)
  • Указ о “вольных хлебопашцах” (Александр I, 1803 г.)
  • Отмена крепостного права в Прибалтике (Александр I , 1816 г, 1818 г, 1819 г.)
  • Закон “об обязанных крестьянах” (Николай I, 1842 г.)

III. Введение новых знаний.

1. Император Александр II.

19 февраля 1855 г. на Российский престол вступил новый император – Александр II. Если рождение Александра I приветствовал Г.Р. Державин, то рождение Александра II – В.А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком (“… Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек”).

Сообщение учащегося:

“Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта” (смотри страницу учебника 120).

2. Крестьянский вопрос.

Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности и подчиняются судебной и административной власти помещиков. Крестьяне являются собственностью помещика).

Как относился к крепостному праву император Николай I? (Николай I говорил, что крепостное право является злом, но его отмена была бы еще большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие).

Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? (работа по документу).

Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

Каковы же были основные причины отмены крепостного права? Работая с документами, выделите и запишите их себе в тетрадь.

Документ:

Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

Работая с документами, ученики выделяют следующие причины отмены крепостного права:

  • Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
  • Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
  • Крепостное право – угроза общественному спокойствию.
  • Крепостное право ничем не отличалось от рабства.

Поражение в крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.

Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

3. Проекты крестьянской реформы.

Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал

В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам, губернские комитеты начали свою работу. Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы.

На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности. Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции.

Составление таблицы-схемы. Самостоятельная работа по учебнику (стр.125-126) - выписать учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. В качестве проверки показать слайд на экране.

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности
Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу Завершение обсуждения проекта закона
Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев) Внесение поправок и изменений в проект
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона

Сообщения учащихся:

“Председатель Редакционных комиссий - Я.И. Ростовцев”, “Н.А. Милютин”.

Проблемно – проектная дискуссия. Класс разбивается на три группы, которым предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство - должна выбрать приемлемый проект и обосновать свои решения. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях. С этой целью детям предлагаются познавательные задания:

Задание 1. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

“ Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее”.

“ Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор”.

Задание 2.

Работа по документу:

Из записки предводителя дворянства Тверской губернии А.М. Унковского: “При освобождении крестьян с землею … освободить не постепенно, а разом.

… Конечно, освобождаемые крестьяне должны сами купить отходящую к ним землю.

Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждение за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе – на самих крестьян… Это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещику облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками”

Из отчета 1857 г. министра государственных имуществ Н.Н. Муравьева: “Крестьяне повсеместно ожидают свободу, которую, однако, понимают превратно…: некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода и что будут иметь свои собственные мирские (общинные) судилища, которые заменят ныне существующие от правительства”.

Вопросы к документу:

На основе источника определите, какие условия предлагал Унковский для решения вопроса об освобождении крестьян от крепостного права? (освобождение крепостных крестьян произвести не постепенно, но сразу, и за выкупсбождение крепостных крестьян произвести не постепенно, но сразу, й для решения вопроса об освобождении крестьян от креостного ).

Какие возможные убытки помещиков мог иметь в виду Унковский? (убытки от потери права владеть крепостными и частью земли).

Какие меры предлагал Унковский для компенсации убытков помещиков? (вознаграждение от государства, выкуп земли крестьянами).

Определите, в чем выразилось стремление крестьян к развитию самоуправления и независимости от государства? (крестьяне считали, что спорные вопросы следует решать на общинных сходках, а не в правительственных судебных учреждениях; крестьяне не хотели платить государственные подати).

Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (освободить крестьян за выкуп или нет, наделять ли крестьян землею при освобождении, кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли).

Таким образом, можно выделить два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие споры: земля и выкуп. В зависимости от этого, были разработаны проекты освобождения крестьян.

Ребята зачитывают свои “ проекты” и, в качестве обобщения предложенного, учитель показывает слайды с данным материалом:

1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний.

Основные положения:

  • освобождение крестьян с землей и имуществом без “переходного” состояния;
  • вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
  • плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
  • слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
  • отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний.

Основные положения:

  • оставление основной части земли в руках помещиков;
  • крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
  • освободить крестьян без земли;
  • предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
  • предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве

3 группа. Радикальный проект реформ.

Основные положения:

  • освобождение крестьян с землей;
  • построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
  • за землю помещикам предлагается выплата ничтожной суммы от государства.

4 группа. Правительственный лагерь.

Основные положения:

  • отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
  • особое крестьянское управление в деревне;
  • освобождение крестьян с землей.

На следующем уроке учащиеся знакомятся с реальными положениями земельной реформы, выясняют, какой казалась реформа начальству и обществу в целом до 1861 года, и сравнивают с тем, что получилось.

Слайд на экране:

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов работы групп, формулирование общих выводов.

Подводя общий итог урока можно сказать, что сегодня мы сумели выяснить причины отмены крепостного права, разработали проекты крестьянской реформы, проанализировали ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права.

V. Домашнее задание: § 19-20 стр. 119-126, ответить на вопросы к документу стр. 123-124. Ребятам можно предложить творческое задание - написать сочинение на тему “Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 году?”.