Урок по теме "Квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока:

  • Повторить понятия: “уравнение, корень уравнения”.
  • Рассмотреть новый тип уравнения.
  • Закрепить навыки решения неполных квадратных уравнений.
  • Вызвать интерес к решению квадратных уравнений.
  • Решить полные квадратные уравнения известными способами.

I. Повторение

На доске следующая запись:

¦x¦= 4; x2 = 169; = 4; x2+5 = 0; = 0
¦x-3,5¦ > 4; = -3; x(x-3) = 0; 2(x+3)+1 = 0; ¦1+x¦= -2;
(2x-1)2 = 4x2-4x-1; (5+x) / (1+x2) = 0.

Ребята говорят, что они увидели на доске.

– Все уравнения. Одно лишнее неравенство, его можно убрать. (2x-1)2=4x2-4x+1

– Есть тождество, только оно записано с ошибкой, его можно убрать.

– Остальные уравнения. Одно уравнение дробное.

Учитель: Как его можно решить?

– Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Поэтому корень уравнения x = -5.

Учитель: Что называется уравнением? Корнем уравнения? Ребята отвечают.

– Все уравнения можно разбить на группы: те, которые имеют корни и не имеют корней.

Учитель: Решим все уравнения.

II. Тема урока.

Решим задачу. Найти периметр прямоугольника, если длина на 4 см. больше ширины, а площадь равна 12 см2.

Решение:

ширина длина площадь
x см. (x+4) см. x(x+4) см2.

По условию x(x+4) = 12, x2+4x-12 = 0.

Как решить это уравнение? Какой степени трехчлен? Умеем ли мы решать уравнения второй степени? Проблема?

– Да, нет.

Учитель: На доске записаны уравнения второй степени и называются они квадратными.

x2+3x = 0 2x2+4x+5 = 0 x2-x-6 = 0
4-3x2 = 0 x-2x2 = 0 5x2 = 0
2x2+5 = 0 -5x2-3x+6 = 0 1/2x2 = 0
4x2-1 = 0 3x+5 = 0 x2+4x-12 = 0

Учитель: Посмотрите на доску внимательно и попытайтесь разбить эти уравнения

на 4 группы

– Здесь не все уравнения квадратные. Уравнение 3x+5 = 0 лишнее, оно линейное.

I II III IV
5x2 = 0 4-3x2 = 0 x2+3x = 0 2x2+4x+5 = 0
1/2x2 = 0 2x2+5 = 0 x2-2x = 0 x2-x-6 = 0
4x2-1 = 0 -5x2-3x+6 = 0
x2+4x-12 = 0

Допишем уравнения в каждую группу до четырех.

-3x2 = 0 5-x2 = 0 4x-x2 = 0
0,5x2 = 0 x2-4x = 0

Учитель: Какие уравнения мы уже решали?

– Уравнения I, II, III группы.

Ребята устно решают уравнения.

Учитель: Ребята, уравнения вида ax2 = b научил решать Диофант Александрийский (в III в.) в дошедших до нас шести из 13 книг “Арифметика”.

Решение уравнений вида ax2+bx = 0, ax2+bx+c = 0 разъяснил индийский ученый Брахмагупта (в VII веке), но он работал тогда только с положительными числами, а отрицательных чисел не признавал. Общее правило решения квадратных уравнений дали Декарт, Ньютон. Франсуа Виет в 1591 г. вывел зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов. С помощью теоремы Виета мы будем решать многие квадратные уравнения.

Учитель: Ребята, попробуем дать определение квадратному уравнению.

Уравнение вида ax2+bx+c = 0, где a, b, c – числа, a ? 0, x – переменная, называется квадратным.

Учитель: Чем отличаются полные уравнения от приведенных? Ребята отвечают.

Как решить уравнение x2-4x+4 = 0?

– В левой части – квадрат разности (x-2)2 = 0, x = 2.

– Можно его решить x2 = 4x-4.

Учитель: Решим уравнение 1) x2-4x+3 = 0.

– x2-4x+4-1 = (x-2)-1 = 0, (x-2)2 = 1,

Учитель: x2-4x+3 = 0, его корни 3 и -3. Как связать корни 3 и -3, с коэффициентами -4 и 3.

– Произведение 3*1 = 3, а сумма 3+1 = 4.

Учитель: Постараемся решить этим способом уравнение x+4x-12 = 0. Подберем числа.

– Это -6 и 2. Уравнение имеет 2 корня x = 2; x = -6.

Учитель: Вернемся к задаче, x – ширина прямоугольника, значит значение -6 не

удовлетворяет условию задачи. И так, ширина 2 см., длина 6 см. А как решить

уравнение 2x2+4x+5 = 0? Проблема? Ее решим на следующем уроке.

III. Дома:

Решить уравнения: x2-6x+5 = 0; x2+5x+6 = 0; x2-5x+5 = 0.

IV. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чем будем заниматься на следующем уроке?

– Узнали, что есть квадратные уравнения.

– Их решают уже более тысячу лет.

– С их помощью можно решать задачи.

– На следующем уроке будем решать другие уравнения.

– Мы еще не научились решать уравнения 2x2+4x+5 = 0.