Материалы теоретико-практического семинара "Психологическая подготовка олимпийской команды"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


План семинара:

  1. Теоретическая часть
  2. Организация работы с олимпийской командой в ПТКЛ
  3. Психологическая характеристика ситуаций интеллектуальных соревнований. Модель деятельности психологической службы по подготовке учащихся олимпийской команды и олимпийского резерва
  4. Знакомство с базой игр и упражнений, используемых в работе по психологической подготовке учащихся олимпийской команды
  5. Практическая часть: открытые развивающие занятия с участниками олимпийской команды

I. Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты – молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре. В современной школе реализация государственного заказа осуществляется через работу с одаренными детьми, ребятами олимпийской команды.

В ПТКЛ в течение нескольких лет сложилась определенная система по подготовке лицеистов к участию в различных конкурсах и соревнованиях. Основными целями и задачами этой работы является:

  1. Выявление способных учащихся в разных областях науки.
  2. Расширение кругозора учащихся, повышение уровня их знаний и эрудиции.
  3. Активное включение учащихся в процесс саморазвития и самообразования.
  4. Психологическая подготовка лицеистов к ситуации соревнований.
  5. Формирование компетентностей в сфере человеческого общения.

Работа по подготовке осуществляется во взаимодействии всех участников образовательного процесса: Учитель – ученик – ребенок (см. <Приложение1> “Система работы с учащимися олимпийской команды и олимпийского резерва”). Основная роль в организации подготовки отводится научно–методической службе Лицея, важными направлениями работы которой является:

Организация и проведение олимпиад, интеллектуальных конкурсов как внутри Лицея, так и городских, областных и республиканских. Помимо традиционных городских, областных и республиканских олимпиад школьников, в течение длительного времени мы принимаем участие в следующих соревнованиях: заочная олимпиада “Ак-бота”(3 – 10 классы), заочная олимпиада по русскому языку “Русский медвежонок” (2 – 11 классы), “Золотое руно” (2-11классы), математическая игра-конкурс “Кенгуру”, интеллектуальный марафон “Занимательный лабиринт” (2-3 классы), интеллектуальная игра “Зеректер”, интеллектуальная игра по граждановедению “Модель ООН”, олимпиады для выпускников, проводимые высшими учебными заведениями, телевизионная игра “Лидер 21 века”, фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, внутрилицейская олимпиада “Олимпик”, которая традиционно проводится в начале ноября, и в ней участвуют все лицеисты с 4 по 11класс.

Активное участие ребят в интеллектуальных марафонах, конкурсах и соревнованиях - это своеобразная психолого-педагогическая диагностика, которая позволяет проанализировать, насколько каждый ребенок готов интеллектуально, какие интересы и предпочтения у него есть, насколько сформированы его умения в самоорганизации, самопрезентации, какие есть трудности. А учителя еще раз могут утвердиться в выборе ребенком предмета, насколько совпадают его интересы и возможности.

С прошлого учебного года мы начали принимать активное участие в дистанционных олимпиадах по разным предметам. Это позволяет нам снизить стрессовое воздействие ситуации соревнований для ребят, у которых есть трудности в эмоционально–волевой сфере: неуверенность, тревожность, заниженная самооценка, так как есть возможность обмена информацией с разными людьми, временные рамки выполнения заданий не столь жесткие (см. <Приложение2> “Некоторые особенности традиционной олимпиады и дистанционной олимпиады”).

Важным в работе научно–методической службы является анализ результатов конкурсов, олимпиад и исходя из этого корректировка планов МПЦК (межпредметные цикловые кафедры) и индивидуальных программ учителей, так как работа с ребятами продолжается и после участия в олимпиадах.

Много внимания НМС уделяет организации обучающих семинаров по работе с детьми олимпийской команды, где рассматриваются как педагогические, так и психологические аспекты работы с этими детьми.

Структурным подразделением НМС являются МПЦК, одним из направлений работы, которых является работа с олимпийской командой и олимпийским резервом. На кафедрах анализируются олимпиадные задания прошлых лет, разрабатывается алгоритм подготовки олимпийцев. Причем в основе лежит “Куб личности М. Люшера”, предполагающий необходимость развития всех сторон личности: физическую, интеллектуально–продуктивную, эмоционально-волевую и социально–коммуникативную. Мы стремимся к тому, чтобы учитель при подготовке выступал и в роли наставника, передавая и расширяя знания, умения и навыки по предмету, и в роли психолога. Это связано с тем, что наша олимпийская команда состоит из достаточно большого количества участников и помимо этого у нас есть олимпийский резерв. Поэтому все программы подготовки олимпийской команды составляются в тесном взаимодействии со ШПС.

II. Чтобы показать необходимость психологической работы с учащимися в ходе подготовки к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям и понять, в чем она состоит, проанализируем психологическую сущность самой ситуации олимпиад.

Сама по себе ситуация традиционных олимпиад, а также других школьных интеллектуальных соревнований, является стрессовой, и на это влияют несколько факторов: как правило, они проходят в другой, чужой для ребенка школе, где собрались незнакомые ученики; проводят соревнования и оценивают результаты незнакомые взрослые, к тому же не всегда благожелательно настроенные к участникам; решение олимпиадных заданий, как правило, ограничено во времени; влияние оказывает и давление груза ответственности, возложенное на ученика – защитить честь школы, где проигрыш, поражение ребенка является не только личным, но и проигрышем школы. Стресс может быть связан и с самооценкой олимпийца: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности, и порой даже способному ученику может быть трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности. Поэтому в ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося: высокий уровень самоорганизации, организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость, комбинаторность, нестандартность мышления; сформированность внутреннего плана действий; сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость

Как мы видим, природа возникающих трудностей не только педагогическая, но и психологическая, поэтому психологическая подготовка участников к олимпиадам представляется необходимой. В ходе подготовки к этому семинару мы попытались систематизировать ту работу, которая ведется у нас, увидеть то, что еще необходимо в системе работы по подготовке олимпийцев, и наше видение такой работы представили в виде предлагаемой нами модели деятельности психологической службы в работе с детьми олимпийской команды и олимпийского резерва. Кто может заниматься психологической подготовкой команды? Мы считаем, что не только психолог. Чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку, очень важно объединить усилия всех вовлеченных и заинтересованных сторон: педагогов, родителей, самих учащихся, поэтому модель построена на принципе активного участия и взаимодействия всех участников подготовки олимпийцев. В ней используются традиционные направления деятельности психологической службы: диагностическая работа, работа по психологическому просвещению и профилактике, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа.

Раскроем более подробно эти направления (см. <Приложение3> “Модель деятельности психологической службы в работе с учащимися олимпийской команды”).

Продумывая использование психологической и психолого-педагогической диагностики, мы пришли к выводу, что диагностическая работа в данном случае может отвечать двум целям:

Первая цель связана с этапом формирования олимпийской команды, олимпийского резерва, и на первый план здесь выходит диагностика когнитивной и мотивационной сферы (у каждого школьного психолога есть свой набор методик, которые он использует). Эти данные помогают подтвердить выбор педагогов или разрешить спорные случаи, когда один и тот же ребенок выбирается несколькими преподавателями на разные предметы.

Вторая цель – изучение индивидуальных особенностей детей для возможностей коррекционного и развивающего воздействия в ходе подготовки к олимпиадам или выработки собственного индивидуального стиля деятельности в тех случаях, если они не поддаются коррекции (свойства темперамента, например). Так, скажем, неадекватность самооценки, завышенный или заниженный уровень притязаний, повышенная личностная тревожность ребенка могут отрицательно повлиять на результат участия его в олимпиаде. Уровень коммуникативных, лидерских способностей может иметь значение особенно в тех соревнованиях, где участники выступают командой – это, например, слет-олимпиада подготовительного отделения, дебатные соревнования. Здесь психолог может применять диагностические методы, исходя из поставленных задач и возможностей психологической службы.

Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией. Ситуация олимпиады является сложной практически для всех учащихся. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы. Мы считаем возможной применить разработанную М. Чибисовой и используемую ею при подготовке учащихся к ЕГЭ классификацию детей “группы риска” и для психологической подготовки учащихся к олимпиадам, поскольку специфические трудности, выделяемые у таких детей, могут проявляться и в стрессовой ситуации олимпиады. Поэтому с помощью экспертных оценок учителей, классного руководителя, оценки самого учащегося некоторые ребята могут быть отнесены к той или иной “группе риска”. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений М. Чибисовой выделяются следующие “группы риска”:

  • Правополушарные дети
  • Синтетики
  • Тревожные дети
  • Неуверенные дети
  • Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
  • “Перфекционисты” и отличники
  • Астеничные дети
  • Гипертимные дети
  • “Застревающие” дети
  • Аудиалы и кинестетики

Следует сказать, что в зависимости от имеющихся у детей затруднений можно предложить либо коррекционно-развивающую работу (в тех случаях, если эти затруднения исправимы), или с детьми определенных “групп риска”, их родителями и педагогами продумывается консультативная работа (это относится к тем группам детей, затруднения которых связаны с особенностями личности и не поддаются коррекции или трудно поддаются коррекции).

Таким образом, результатом диагностической работы является банк сведений о каждом участнике олимпийской команды, который раскрывает особенности его когнитивной, мотивационной, личностной, эмоционально-волевой сфер и позволяет решать задачи коррекции и развития тех или иных особенностей ребенка или выработки рекомендаций по индивидуальному стилю деятельности.

Важную роль на следующем этапе приобретают возможности консультирования. Психолог преподносит информацию об индивидуальных особенностях ребенка учителям, родителям, возможно, самому ребенку, помогает найти пути помощи ребенку, оптимальный режим психологической поддержки и развития ребенка родителями, педагогом. С детьми также проводятся консультации по выработке эффективного режима подготовки к интеллектуальным соревнованиям, индивидуального стиля деятельности, возможной индивидуальной стратегии решения заданий олимпиады. Для детей “группы риска” можно проводить групповые консультации, где обсуждаются возможные трудности и пути их преодоления на этапе подготовки и в ходе самого интеллектуального соревнования.

Рекомендации по развитию навыков саморегуляции, релаксации, эмоционально-волевой, когнитивной сфер, различные психологические игры и упражнения, решающие развивающие задачи, могут быть представлены в виде памяток, статей в школьной психологической газете, предназначенных для родителей, педагогов, самих детей. Для детей решать задачи просвещения могут также информационные блоки по теме, используемые в рамках психологических развивающих занятий. Решению задач просвещения педагогов способствуют разработанные и проведенные совместно с научно-методической службой школы теоретические и практические семинары. Примерная тематика таких занятий представлена в <Приложении4>:

Важно, чтобы на таких семинарах учителя не только знакомились с теорией по предлагаемым темам, но и овладевали теми или иными методами, приемами, техниками и могли использовать их в работе с детьми, обучать их, помогая решать задачи психологической подготовки учащихся к интеллектуальным соревнованиям и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-олимпийцами.

Говоря о коррекционно-развивающей работе с детьми, выделим 2 основных блока работы.

Первый блок связан с развитием четырех компонентов уже упоминавшегося “куба личности” Макса Люшера, согласно которому однобокое развитие только того или иного компонента может вызвать деформацию личности, поэтому в развитии детей важно уделять внимание всем четырем компонентам: интеллектуально-продуктивному, социально-коммуникативному, эмоционально-волевому, физическому. Помощь в развитии этих четырех компонентов может оказать и педагог (для этого и необходимы семинары, упоминавшиеся выше), и родители. Следует признать, что принятие родителями целей и методов развития талантов их детей – зачастую не менее существенный фактор успеха, чем готовность самих детей добиваться успеха. А еще лучше, если родители активно способствуют развитию своих детей, по мере возможностей участвуют в процессе такого развития. Нужно стремиться работать в контакте с родителями, уделять определенное внимание консультированию таких родителей. Поэтому в зависимости от количественного состава олимпийской команды, уровня психолого-педагогической подготовки учительского коллектива, желания родителей сотрудничать, возможностей самой психологической службы можно часть работы делегировать педагогам, работающим с олимпийской командой, и родителям. Конечно, в большей степени помощь может оказать педагог в развитии интеллектуально-продуктивного компонента, но и в развитии социально-коммуникативного и эмоционально-волевого компонента его роль тоже может быть значительной.

В развитии интеллектуально-продуктивного компонента большую часть работы берет на себя учитель, поскольку именно он готовит ребенка к выполнению заданий олимпиады, то есть отвечает за формирование знаний, умений, навыков. Кроме этого, к этому компоненту можно отнести развитие конвергентного и дивергентного мышления, поскольку зачастую задания олимпиады предлагаются не просто повышенного уровня сложности, но и требующие неординарности, гибкости мышления. Обучение детей способам запоминания, навыкам логической обработки материала тоже представляется важной задачей, поскольку в период подготовки к интеллектуальным соревнованиям ребятам приходится запоминать много информации.

В развитии социально-коммуникативного компонента можно выделить необходимость развития навыков публичного выступления, умения эффективного взаимодействия, умения работать в команде, развития лидерских, коммуникативных, организаторских способностей. Особенную роль приобретают эти навыки и умения в тех соревнованиях, где по условиям организации предусмотрено публичное выступление или командная работа. В последнем случае задачей психолога становится еще знакомство и сплочение участников команды. Впрочем, и в ситуациях традиционных олимпиад навыки эффективной коммуникации необходимы. В работе по развитию этого компонента больше подходят тренинговые методы и психологические игры, позволяющие детям приобрести практические навыки.

Особое значение имеет работа по развитию эмоционально-волевого компонента, так как уже отмечалось, что ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени, ответственностью не только за себя, но и за школу. Здесь психолог может помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием. В работе этого блока предпочтительнее групповые психологические занятия с использованием тренинговых методов, методов арт-терапии, психологических упражнений, техник мышечной релаксации.

В меньшей степени, чем родители или педагог физического воспитания, психолог может участвовать в развитии физического компонента, хотя если вспомнить, что у каждой психологической игры есть несколько развивающих компонентов, пластов, в том числе и физический, и что эмоционально-волевая сфера тесно переплетена с физическим и психическим здоровьем, то окажется, что психолог может сделать не так уж мало для развития этого компонента.

Большую роль имеет работа с детьми не только в период подготовки к интеллектуальным соревнованиям, но и после них, особенно для тех, кто не оказался победителем. Эта работа способствует решению аналитических и реабилитационных задач. Использование рефлексивного подхода позволит проанализировать успехи и трудности, с которыми столкнулись участники, выявить условия, позволившие обеспечить победу, и причины трудностей, выработать рекомендации ребятам и педагогам по дальнейшей работе и использованию полученного опыта участия в олимпиадах.

III. В то время как ребенок выбрал тот или иной предмет по своему профилю, и готов им заниматься углубленно в олимпийской команде, перед педагогами и психологами на данном этапе стоит важнейшая задача: максимально раскрыть его способности, и использовать все возможности, чтобы ребенок добился хороших результатов, стал успешным.

Одной из таких возможностей стало создание электронной базы заданий и упражнений, направленных на всестороннее (или равностороннее, гармоничное) развитие качеств успешного олимпийца. При разработке этой базы мы руководствовались принципом равностороннего развития, позаимствовав у М. Люшера метафору “куб личности”, в четырех углах которого расположены физическая, интеллектуально-продуктивная, эмоционально-волевая и социально-коммуникативная компоненты, образующие в совокупности бесконечно упрощенную схему структуры личности человека. Это обосновывается прежде всего тем, что олимпийцы ПТКЛ участвуют в разного рода олимпиадах и конкурсах: как командные, так и индивидуальные олимпиады, конкурсы, требующие от ребенка разносторонних знаний, умений, навыков, умения взаимодействовать в группе, проявлять лидерские качества, иметь навыки публичных выступлений, гибкое мышление, способности выходить из трудных ситуаций, иметь навыки саморегуляции, рефлексии.

Поэтому наша электронная база состоит из четырех взаимосвязанных блоков, идентичных углам “куба личности” М. Люшера: блок “физическая сфера”, “интеллектуально-продуктивная сфера”, “социально-коммуникативная сфера”, “эмоционально-волевая сфера”. И только во взаимосвязанном применении, использовании упражнений этих четырех блоков заключается будущий успех олимпийцев.

Блок “Интеллектуально-продуктивная сфера” - включает в себя задания и упражнения на развитие дивергентного (логического или вертикального) мышления, особое внимание уделяется развитию конвергентного (творческого, горизонтального) мышления (см. <Приложение5> “Сравнительный анализ творческого и логического мышления”). Актуальность развития “горизонтального” мышления лежит не только в рамках выступления и участия на олимпиадах, но и продиктована экономико-социальным заказом времени. Не секрет, что именно сейчас обществу нужны специалисты с творческой жилкой, умеющие гибко и смело решать те или иные вопросы, выходить из трудных ситуаций, вносить новые рациональные предложения в развитие производства и т.д.

Затем вниманию участников семинара предлагаются задания, способствующие развитию как горизонтального, так и вертикального мышления. (см. <Приложение6>)

Упражнение “Две группы”

Размер группы: 8-15 человек. Время: 15-20 минут.

Ход упражнения: это задание помогает участникам развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков – доброволец – выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – нет. Или в одной группе те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов. После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать “картинку” и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.

На продвинутом этапе можно проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Завершение: Что вам понравилось в игре? Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа?

Блок “Социально-коммуникативная сфера” - включает в себя упражнения на взаимодействие в группе (эти умения очень важны, так как наши дети помимо традиционных олимпиад, участвуют и в коллективных конкурсах и соревнованиях); на развитие лидерских качеств; на отработку навыков публичных выступлений (конкурс: “Лидер XXI века”, участие в дебатном движении).

Лидер – человек, который способен влиять на окружающих, с тем, чтобы добиться эффективно поставленных целей. Лидер – успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Умеет сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать.

Далее участникам семинара предлагается ознакомиться с упражнением этого блока “Круг и Я”.

“Круг и Я”

Размер группы: 8-15 человек. Время: 20 минут.

Ход упражнения: для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг впустить его в центр. Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки… Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение: в конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да\нет почему?

Блок “Эмоционально-волевая сфера” - включает упражнения на развитие уверенности в себе; упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, развитие навыков саморегуляции.

Вниманию участников семинара предлагается упражнение из этого блока: “Внушение”

Письменные контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными, и даже хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед данным видом работ может плохо повлиять на способность ребенка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведенного на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Часто встречаются случаи, когда дети запугивают сами себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: “я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, у меня будет плохой результат”. Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребенок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредоточившись на задании.

Вместо того, чтобы запугивать себя, попробуем заняться самовнушением – заменить волнение и самокритику уверенностью и подбадриванием себя.

  • Осознай, что именно ты говоришь, когда запугиваешь себя.
  • Поймай себя на мысли: “я не могу”, “я не сделаю”, “я не буду”.
  • Замени их на : “я могу”, “я сделаю”, “я буду”.

Напиши четыре запугивающих предложения, а затем замени их на четыре предложения внушения. Например: “Я не буду, это слишком сложно”, заменяем на: “Я попробую это сделать”. “Я никогда не сделаю это хорошо, зачем пытаться” на: “Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо”.

Участники семинара придумывают варианты “запугивающих” предложений, затем изменяют их на позитивные.

Блок “Физическая сфера” - включает в себя упражнения на развитие дыхания и мышечной системы. Это медитация – способ соприкосновения с собственной душой и с великими внутренннми ценностями: спокойствием, любовью и внутренней силой. Медитируя, мы переоцениваем себя, находим пути решения проблем и, как говорят дети, остываем.

Хатха-йога – является древней системой знаний, тесно связанной с медитацией и движением. Говорят, что много лет назад мастера медитации спонтанно находили положение тела, способствующее эффективной работе духа. Хатха-йога укрепляет тело и развивает ум. Она помогает сосредоточиться и сохранить душевное равновесие. Основа йоги – глубокое дыхание, релаксация, медитация и воображение.

Затем предлагается упражнение из данного блока: “Поза горы” (Хатха-йога) (см. <Приложение6>)