Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру в 3-м классе УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся об именах существительных, именах прилагательных, глаголах, их грамматические признаки;
  • раскрыть значение знания истории своего народа; формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • развивать умение находить части речи в предложении, определять грамматические признаки;
  • развивать наглядно-образное и логическое мышление, воображение,
  • творческие способности, умение проводить сравнительный анализ,
  • развивать интерес к прошлому, к истории родного города, умение
  • видеть в настоящем опыт предыдущих поколений;
  • воспитывать желание следовать нравственным принципам наших предков, уважительное отношение к наследию славян, гордость за свой талантливый народ.

Оборудование:

  • диск с презентацией (Приложение 1), медиапроектор, карточки словарных слов: народ, Россия, Отечество;
  • карточки “Части речи”;
  • музыка В. Моцарта, программа с темой и целью урока, эпиграфом и творческими заданиями для “портфолио” по теме “Ставрополь вчера и сегодня”.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка В.Моцарта “Симфония №3, часть III)

В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас, - все вместе мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

Как вы понимаете это слово?

(История – наука о жизни наших предков).

А вот как говорится об этом слове в толковом словаре С.И. Ожегова:< Слайд 1 >

“История – наука о развитии человеческого общества”.

Эпиграфом нашего урока станут слова из стихотворения Н.Кончаловской.< Слайд 2 >

Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Составление таблицы “Части речи”.

Части речи
самостоятельные служебные
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Имя числительное Местоимение Частицы Предлоги Союзы

4. Обобщение знаний учащихся об именах существительных.

Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам и падежам.

Имеет постоянный признак – род. В предложении может быть подлежащим или второстепенным членом.

а) составление пословиц.<Слайд 3>, < слайд 4 >.

Целевая установка: составьте и запишите пословицы, решив орфографические задачи.

В каком н…роде ж…веешь р…дная ст…р…на.
Всякому м…ла те обычаи и ув…жай
  • В каком народе живешь, те обычаи и уважай.
  • Всякому мила родная сторона.

б) найти имена существительные и обозначить их падеж.

в) работа над словарными словами.

Найдите в пословицах словарное слово, объясните его написание.

(Народ - запомнить непроверяемую гласную а .)

Как можно сказать иначе “родная сторона”?

(Отечество – имя собственное, запомнить заглавную непроверяемую гласную о, непроверяемую гласную е, безударную гласную в окончании о.)

(Россия – имя собственное, пишется с большой буквы, в первом слоге запомнить непроверяемую гласную о, удвоенную согласную с.)

Как называлась Россия в древние времена?

(Русь).

Откуда взялось слово “Русь”? < Слайд 5 >

Одни историки считают, что, поскольку наши предки славяне селились по берегам рек, которые текут по своим руслам, слово Русь произошло от слова русло.

Другие историки связывают происхождение этого слова с тем, что по берегам рек, обычно светлым безлесным местам, селились русоволосые, светлокожие, голубоглазые люди. Из-за этого их называли руси, русичи, русские.

Всё огромное пространство от южных степей до северных лесов, между Днестром и Волгой, населяли славянские племена. В летописях эти места называли Русью.

Послушайте стихотворение И. Никитина “Русь”

(Рассказывает ученица).

От больших шатров
Голубых небес -
Вижу – даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

5. Обобщение знаний об именах прилагательных.

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. В предложении бывает второстепенным членом.

а) объединить слова из трех столбцов и пояснить, какой уклад жизни был у наших предков.< Слайд 6 >,< Слайд 7 >

Семья Старейшина Совет старейшин
Род Глава семьи Старшие мужчина или женщина
Племя Вече Мудрый и уважаемый член рода

 б) найти имена прилагательные, определить род, число.

Почему в старину семьи объединялись в общины? < Слайд 8 >

Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезни и врагов.

Время от времени в поисках лучших земель для охоты и рыболовства все племя переселялось в другие места.

в) работа в парах.

Составить предложение.

славяне, были, и, рослыми, сильными, крепкими, людьми, выносливыми <Слайд 9 >

Дайте характеристику предложения, найдите грамматическую основу.

Какой частью речи выражено сказуемое?

6. Обобщение знаний о глаголе.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по числам и лицам, в прошедшем времени – по числам и родам. В предложении является сказуемым.

а) чтение стихотворения Н. Кончаловской.< Слайд 10 >

Что можно узнать о занятиях наших предков из стихотворения Н. Кончаловской?

Пашут землю деды наши
Русской древнею сохой.
На приволье первых пашен,
Хлеб родится неплохой!
Водят скот и рыбу ловят
Добывают воск и мёд.

Охотились наши далекие предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья. Рыбу ловили с помощью сети, невода, ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев.

Собирали душистый сладкий мед, бортничали. Из шкур диких животных мастерили теплую одежду и обувь. Из стеблей трав шили легкую одежду.

Стебли льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно.

Священным был у наших предков огонь. Разжигали его трением сухих палочек или высеканием искр из твердых камней. На огне готовили еду, выплавляли металлы.

б) работа по рядам.

Выписать имена существительные (1 ряд), имена прилагательные (2 ряд), глаголы (3 ряд).

в) проверка выполнения задания

7. Обобщающее слово учителя.< Слайд 11 >

Как видите, ребята, наши предки славяне были мирные и мастеровитые люди. Они умели и жилище себе построить, и обуть, одеть, прокормить себя и свою семью.

“Славяне легко переносили жару и холод, недостаток в одежде и пище, любили свободу, искусно владели оружием, были трудолюбивыми”, - так говорит нам летопись.

А как вы думаете, улицы нашего города могут рассказать нам о прошлом?

(Названия улиц, памятники, дома, к которым прикреплены мраморные таблички, музеи, Крепостная стена- всё это говорит об историческом прошлом нашего города.)

< Слайд 12 > < Слайд 13>

8. Рассказ учителя о музее Г. К. Праве и Г. Н. Прозрителева.< Слайд14 >

Музей, как маленький островок культуры, начал свою историю в 1904 году, когда, по предложению общественного деятеля Георгия Константиновича Праве, Ставропольская городская Дума приняла от него в дар богатейшую коллекцию экспонатов, книг и наглядных пособий. Жизнь Г.К. Праве, его семьи, была без остатка отдана просвещению народа. Старожилы города помнят этого обаятельного человека, который своим подвижническим трудом навсегда заслужил уважение и благодарность людей.

Особенно расширился музей в 1927 году, когда в него влился богатейший археологический и этнографический фонд музея Северного Кавказа, основанного историком и публицистом Григорием Николаевичем Прозрителевым.

Как вы думаете, ребята, надо ли нам знать историю Отечества. Историю нашего города? Для чего?

Знания о том, как жил и боролся наш народ, чему радовался, помогают лучше осмыслить и понять, оценить нашу современную жизнь.

Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего!

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

III. Итог урока.

IV. Творческое домашнее задание.

Создать портфель достижений 3 “В” класса “Ставрополь вчера и сегодня”.

1. Географическое положение.

2. Историческое прошлое нашего города.

3. Современный город.

4. Ставрополь литературный.

Город на холмах <Слайд 15 >

Светлеет грусть в душе, когда горят рябины
И, кажется, весь мир согрет осенним днем.
Белеет на холмах наш Ставрополь старинный!
Далеко-далеко, в просторе полевом.