Математическая викторина (5-й класс) по теме "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

1. Закрепить и проверить умение решать примеры и оформлять на обыкновенные дроби;

2. Развивать внимательность и смекалку, интерес к математике;

3. Воспитывать взаимопомощь и чувство сопереживания друг к другу.

Оборудование:

1. Карточки размером 4 см. на 4 см. с числами 2, 15, 34, 5, 81, 69 (4 комплекта)

2. Карточки с дробями (4 комплекта)

3. Талисманы-дракончики для команд

4. Жетоны для поощрения участников

5. Кораблики: лодки с числами 3, 4, 5, 7, 11, 99

  • паруса с флажками и числами: 1, 2, 3, 13, 21, 30, 41, 100, 101

  • флажки на палочке с числами 3, 5, 6, 7, 8

6. Магнитная доска

7. Карточки с примерами (по 1 штуке)

1) 8) 15) 22)
2) 9) 16) 23)
3) 10) 17) 24)
4) 11) 18) 25)
5) 12) 19) 26)
6) 13) 20) 27)
7) 14) 21)  

 Ключ - таблица к карточкам с примерами (4 штуки)

А - Ж - Н - У - Ь, Ъ -
Б - З - О - Ф - Ы -
В - И, Й - П - Х - Э -
Г - К - Р - Ц - Ю -
Д - Л - С - Ч - Я -
Е - М - Т - Ш, Щ- __ -

8. На доске написаны 4 анаграммы

  • РЬБОД
  • АМУСМ
  • ЛИЧОС
  • РИФЦА

Ход урока

1. Организационный момент

1. Выбор команд

Класс делится на 4 команды таким образом:

- На доске написаны 4 анаграммы необходимо расшифровать слова. Четыре человека, которые первые разгадали их, - капитаны, они набирают себе команды. Каждая команда получает по талисману – дракончику. В дальнейшем за правильные ответы ученики будут получать жетоны того цвета, какого цвета их дракончик – талисман.

(Ответы: дробь, сумма, число, цифра)

Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы с вами подытожим все те знания, которые мы получили при изучении темы “Обыкновенные дроби”. Вспомните, что вы уже знаете и умеете

На доске пишутся задачи для детей: 1. Повторить правила сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

2. Закрепить навык решения примеров и задач по данному правилу.

2. Актуализация полученных знаний

1. Математический диктант (за правильный ответ – жетон и далее по ходу урока)

- Торт разрезан на 10 кусков. Оля съела 3 из них. Какую часть торта съела Оля? ()

- В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? ()

- Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? ()

- У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют кошки-собаки от всех домашних животных? ()

2. Игра “Хлопушка”. (развитие внимания)

- Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть.

3. Работа в группах

1. Составление дробей. (Карточки размером 4 см на 4 см)

- Когда все решат один из группы выходит к доске читает задание и составленные дроби. У остальных групп будет возможность или добавить дроби, или исправить. Затем выступит следующая группа и т.д.

1. Составить правильные дроби со знаменателем 34.
2. Составить неправильные дроби со знаменателем 69.
3. Составить правильные дроби с числителем 69.
4. Составить неправильные дроби с числителем 2.
5. Составить правильные дроби со знаменателем 2.

2. Правила перевода неправильных дробей в смешанные числа, и наоборот, смешанных чисел в неправильные дроби (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4)

- Каждой группе дается карточка, на которой есть неправильные дроби и смешанные числа. Каждую неправильную дробь надо перевести в смешанное число, а каждое смешанное число в неправильную дробь. Хотя карточка одна на всех, каждый выполняет это задание индивидуально. И только когда все в группе выполнили задание, можно сверить ответы. Когда в группе все готовы, кто-нибудь из группы поднимает руку (Раздаются карточки, у всех групп карточки одинаковые.) На выполнение данного задания дается максимально 3 минуты. Затем на магнитной доске составляются кораблики. Лодки для корабликов, со знаменателями на борту, уже должны быть на доске. Задача детей правильно подобрать паруса. К знаменателю подбирается числитель из получившихся дробей. А у смешанных чисел целую часть показывает флажок на палочке. Группы по очереди составляют по одному кораблику. Если кораблик составлен не верно, то его исправляют участники из других групп

Ответ:

3. Сложение и вычитание дробей. (Карточки с примерами, ключ-таблица к карточкам)

- Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву на обратной стороне карточке. На решение примера дается 2 минуты. Все буквы группы складываются в центре стола. И затем всем классом составляется фраза и записывается на доске. Если кто-то неправильно решил пример и нашел букву, то предложение не получится.

/Первый пример – это первая буква и т.д. Через 2 минуты, если все готовы, начинают на доске записывать предложение. Должно получиться следующее предложение:

В итоге на доске должна появиться фраза “НАМ_НУЖНО_УЧИТЬ_МАТЕМАТИКУ_”.

4. Задание на развитие смекалки

5. Подведение итогов, выставление оценок за урок (оценивание детей по количеству жетонов у каждого учащегося)

- Для подведения итогов необходимо вернуться к задачам, написанным на доске.

/Дети должны сами сказать, что вспомнили и закрепили на уроке, выполнили или нет задачи, поставленные в начале урока.