Исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Решение уравнений вида а . х = в; а: х =в; х : а = в.

Цели урока:

  • формировать умение решать уравнения вида а. х=в; а:х=в; х:а=в;
  • развивать умение выдвигать и проверять гипотезы, опираясь на ранее изученный материал;
  • развивать вычислительные навыки

Учебная задача: научить решать данные уравнения, используя соответствующие правила нахождения площади и сторон прямоугольника.

Ход урока

Повторение изученного материала:

Решение задач на нахождение сторон и площади прямоугольника.

Задача № 1. Площадь участка земли 240 метров в квадрате. Какова его ширина, если длина равна 60 метрам?

Задача № 2. Площадь плаката равна 72 квадратным дециметрам. Найдите длину плаката, если ширина равна 8дм.

Задача № 3. Найдите площадь платка, если известно, что его стороны равны 8 и 5 см.

(Решение оформляется обязательно чертежом и сохраняется на доске до этапа изучения нового материала.

Учитель: Сделайте вывод: Как найти площадь и стороны прямоугольника?

Возможные ответы детей:

Чтобы найти площадь прямоугольника, стороны надо перемножить.

Чтобы найти сторону прямоугольника, площадь надо разделить на известную сторону.

Этап подготовки к усвоению нового материала:

– Решите те уравнения, которые вам знакомы.

Х + 4 = 12 18 – Х = 12 Х – 8 = 3
Х . 4 = 12 18 : Х = 2 Х : 8 = 3

(Решение верхней строки уравнений не вызовет затруднений, т.к. они уже изучены).

Какие уравнения вы не решили? Почему?

Выдвижение гипотез решения уравнений второй строки:

(Особенность программы по математике “школа 2100” в том, что на данном этапе изучения предмета не дана зависимость компонентов).

Учитель: Какими способами можно решить эти уравнения?

Возможные предположения (гипотезы) учеников:

- Так же, как и предыдущие. (Ответят дети, не заметившие разницы в знаках).

Используя правила о нахождении части от целого и нахождение целого по известным частям.

Путем подбора.

Выразить через нахождение площади и её сторон. (Для того, чтобы получить данную гипотезу, возможно, понадобится обратиться к чертежам первого этапа урока, где предложить заменить знак вопроса знаком – Х, что направит рассуждения ребят на выдвижение данной версии, тем более, что аналогичные упражнения уже использовались на предыдущих уроках).

Этап рассматривания выдвинутых гипотез:

Можно ли найти корень любого из данных уравнений сложением или вычитанием?

(Путём проб приходим к выводу, что так решить нельзя).

Можно ли для решения новых уравнений использовать правила о нахождении части от целого и нахождение целого по известным частям? (Нет, т.к. второй множитель – это не часть, а количество равных частей, на которое разбито целое.)

Рассмотрим приём решения путём подбора.

(В том случае, когда числа небольшие, можно подобрать ответ, а в уравнениях типа: Х . 2 = 36, подбор будет нерационален.)

Какие задачи напоминают уравнения второй строки? (Задачи, в которых нужно найти сторону или площадь прямоугольника – обращаемся к чертежам задач первого этапа урока)

Подчеркните во всех равенствах компоненты действий, соответствующие сторонам, одной чертой, а компоненты, соответствующие площади, обведите квадратом.

( На доске запись:

Х . 4 = 12 18 : Х = 2 Х : 8 = 3)

Решите каждое из этих уравнений, используя правила нахождения стороны или площади.

Решение: Х . 4 = 12

Ищем сторону, поэтому площадь делим на другую сторону:

Х = 12 : 4,

Х = 3

Решение: 18 : Х = 2

- Ищем сторону, поэтому площадь делим на другую сторону :

Х = 18 : 2,

Х = 9.

Решение: Х : 8 = 3

- Ищем площадь, поэтому стороны перемножим:

Х = 8 . 3,

Х = 24.

Вывод:

Учитель: Расскажите, как решать уравнения на умножение и деление данного вида?

Ученики: Найти компоненты в уравнении, которые соответствуют сторонам и площади, а затем применить правила нахождения площади или стороны прямоугольника.

Этап закрепления нового материала.

Работа по заданиям учебника: стр.2 № 2, № 3. (3 часть)

Итог урока.