План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • закреплять и уточнять знания учащихся по теме;
  • формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
  • умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • воспитывать умение чувствовать красоту, гармонию, любовь к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: кассета с записью звуков природы, таблицы, музыка П. И. Чайковского.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

УЧИТЕЛЬ.. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в природу и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

2. Поэтическая минутка.

УЧИТЕЛЬ.. Сейчас прозвучит фрагмент из музыки П.И Чайковского “Времена года” “Весна”, я в этот момент буду читать отрывок из стихотворения, а вы будете внимательно слушать с закрытыми глазами и рисовать мысленно ту картинку, которая будет описана в отрывке. (На доске открывается текст)

Пройдет зима холодная,
Наступят дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.

УЧИТЕЛЬ.. Кукую картинку вы себе нарисовали?

ДЕТИ. Весна, светит солнышко, в небе плывут облака.

УЧИТЕЛЬ.. Докажите это словами из стихотворения.

ДЕТИ. “Пройдет зима”, “дни весенние”, “теплом растопит”

УЧИТЕЛЬ. С помощью, каких слов автор передает красоту весенней природы?

ДЕТИ. С помощью слов весенние, пушистые, теплом.

УЧИТЕЛЬ. А какая часть речи делает нашу речь более выразительной красивой?

ДЕТИ. Имя прилагательное.

УЧИТЕЛЬ.. Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте.

ДЕТИ. Холодная, весенние, пушистые.

( К доске вызывается ученик и подчеркивает волнистой чертой эти прилагательные)

3. Постановка темы и цели урока.

УЧИТЕЛЬ. Так о каком времени года мы с вами будем сегодня разговаривать?

ДЕТИ. О весне.

УЧИТЕЛЬ. А какая часть речи поможет нам увидеть красоту природы весенней?

ДЕТИ. Имя прилагательное.

Каллиграфическая минутка

УЧИТЕЛЬ.. Поможем весне раскрасить нашу полянку листочками, травинками. А выглядеть они будут так.

(Образец записи на доске)

ы и ы и

оео оео

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

УЧИТЕЛЬ.. Обратите внимание в первой строке на написание прямой линии с закруглением внизу вправо, во второй строке – на написание овала, в третьей строке на соединения букв. Вспомнили правила письма:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

(По образцу на доске ДЕТИ. пишут буквы и слияния букв в тетрадь)

5. Словарная работа.

УЧИТЕЛЬ.. Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

ДЕТИ. ая яя ий ый ой ое ее ые ие

УЧИТЕЛЬ. Что она вам напоминает?

ДЕТИ. Окончания имен прилагательных.

УЧИТЕЛЬ. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

(ДЕТИ. работают самостоятельно)

УЧИТЕЛЬ.. Сколько групп у вас получилось?

ДЕТИ.. Четыре группы.

Первая группа окончания имен прилагательных женского рода, вторая окончания имен прилагательных женского рода, третья окончания имен прилагательных среднего рода, окончания имен прилагательных множественного числа.

УЧИТЕЛЬ. К нам на пушистом облаке прилетела Весна и принесла слова

ветер
солнце
погода

- Что вы можете рассказать о них Весне?

ДЕТИ.. Это имена существительные единственного числа, неодушевленные. Ветер (мужского рода), солнце (среднего рода), погода (женского рода).

УЧИТЕЛЬ.. Какие орфограммы встретились в этих словах?

ДЕТИ. В словах ветер, погода – непроверяемые безударные гласные, а в слове солнце – непроизносимый согласный –л-, который можно проверить словом солнечный.

УЧИТЕЛЬ. Кто принес слова?

ДЕТИ. Весна.

УЧИТЕЛЬ.. Образуйте имя прилагательное от этого слова.

ДЕТИ. Весенний.

(на доске появляется слово)

весенн . . .

6. Работа в тетрадях.

УЧИТЕЛЬ. Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное весен… сочеталось с каждым существительным, выделите окончание у прилагательных, укажите род.

Самостоятельная работа.

УЧИТЕЛЬ. Что помогло определить окончание прилагательных?

ДЕТИ. Вопрос от имени существительного.

Проверка: — ученики читают словосочетания, а УЧИТЕЛЬ. прикрепляет окончания к прилагательным. ДЕТИ. поясняют выбор окончания, определяют род.

ветер
солнце
погода
весенн . . . ий

ее

яя

УЧИТЕЛЬ.. Как вы определили род у имени прилагательного?

ДЕТИ. По имени существительному.

УЧИТЕЛЬ.. А изменялся ли род у имени существительного?

ДЕТИ. Нет.

УЧИТЕЛЬ.. А вы знаете, как прилагательное подружилось с существительным?

Давно это было. Родилось на свете имя прилагательное с покладистым характером и с удовольствием стало дружить с именем существительным. Да вот не задача: не было у прилагательного собственного рода и числа. Что если мне попросить у существительного, хотя бы на время? – догадалось как-то Прилагательное. Существительному пришёлся по душе скромный вежливый проситель, и оно одолжило ему свои формы. Так и живут они вместе до сих пор: вместе служба, вместе – дружба.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ = ДРУЖБА

- А вы сделайте вывод: как изменяются прилагательные?

ДЕТИ. Прилагательные изменяются по родам, числам так же, как и существительные, от которых они зависят

УЧИТЕЛЬ.. Отправляемся дальше.

Групповая работа по рядам:

  • 1-ряд — Опишите весеннее солнце с помощью прилагательных, каким вы его представляйте.
  • 2- ряд — Опишите весенний ветер с помощью прилагательных, каким вы его представляйте.
  • 3- ряд — Опишите весеннюю погоду с помощью прилагательных, каким вы его представляете.

Проверка:

  • 1 – ряд Солнце ласковое, нежное, теплое.
  • 2 – ряд Ветер теплый, добрый, легкий.
  • 3 – ряд Погода теплая, солнечная, ясная

УЧИТЕЛЬ. Молодцы, вы очень хорошо справились с данным заданием!

7. Работа по развитию речи.

УЧИТЕЛЬ.. Послушайте звуки весенней природы; составьте небольшой текст и запишите его в тетрадь используя прилагательные; выделите окончания. (Звучит запись звуков весенней природы)

Самостоятельная работа.

Лучшее описание зачитывается.

УЧИТЕЛЬ. Найдите в своем тексте прилагательные: 1 - ряд ж.р., 2 - ряд м.р., 3 - ряд с.р.

( ДЕТИ. зачитывают по рядам, выделяя окончания)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

8. Выборочный диктант.

- Первичное чтение. (Определить какой это текст, озаглавить)

Голубой месяц март, Голубое небо, голубые снега. Днем на солнце частая капель. Ночью звонкий мороз. Седая дымка окутала березки.

- Выписать прилагательные в три столбика: по родам, выделить окончания.

- Проверка

9. Закрепление знаний о родовых окончаниях имен прилагательных.

Составление таблицы

М.р. Ж.р. Ср.р.
Какой? Какая? Какое?
-ой

-ий

-ый

-ая

-яя

-ое

-ее

10. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ. Что вы можете сказать о прилагательном? Как оно изменяется?

Кто у нас был гостем на уроке?

На доске вывешивается картина “Весна в лесу”.

Подбираются прилагательные.

11. Домашнее задание.

Составьте описание к этой картине