Дикие и домашние животные

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с разнообразием животных с отличительными особенностями в устройстве диких и домашних животных; расширить, обобщить знания о домашних животных.
  • Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать положительные личностные качества, расширять детский кругозор,

Оборудование:

  • карточки-тесты;
  • открытки, рисунки с изображением животных;
  • разрезанные рисунки с изображением домашних животных;
  • план рассказа о животном;
  • магнитофон;
  • аудиокассета;
  • яйцо, молоко;
  • пряжа, пуховые варежки, валенок, кроличья шапка; мед; вывеска “Бюро находок”; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Я не сообщаю вам тему урока, вы сами определите ее и скажите к концу нашего занятия. Для того, чтобы вам удалось это сделать, чтобы вы больше узнали интересного и все приняли участие в работе, будем работать группами (3 группы).

Вашу работу оценить жюри по 5-ти бальной системе. Группа, набравшая большее количество баллов, получает оценку “5”.

Не забудьте, что мы с вами еще учимся: сами добывать знания, слушать друг друга, обсуждать, выбирать правильный ответ.

II. Проверка домашнего задания по теме “Комнатные растения”

а) Карточки-тесты:

1. Найди и вычеркни “лишнее” слово, среди перечисленных названий растений одно не является комнатным.

2. Отметь “+” правильный ответ (даны вопросы по уходу за комнатными растениями и варианты ответов).

б) Найти и показать комнатное растение в классе: хризантема, колеус, хлорофитум, ирис, сансевьера, герань, фуксия, абутилон амазонский.

III. Введение в тему. Изучение нового.

Учитель: На ваших столах лежат картинки с изображением животных. Вы будете друг другу загадывать загадки, которые приготовили дома и среди рисунков находить изображение отгадки. Рисунки прикрепляем на доску и получаем дополнительные сведения о данном животном, которые ребята так же подготовили дома.

Загадки.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за резная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это.... (белка)

Ученик. Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу, белка останется без корма.

На овчарку он похож,
Что не зуб-то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

В стране лесной живет портной,
Не сшил одежки ни одной.
А в чем секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет. (Ёж).

Ученик. У взрослого ежа до 16 000 колючек длиной до 2–3 см. ежи живут на Земле уже 50 млн. лет.

У кого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц)

Ученик. Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… (кабан).

Великан в бору живет.
Сладкоежка любит мед,
Когда испортится погода.
Ложится спать –
Да на полгода. (Медведь)

Учитель. Про каких животных не было загадок? Прикрепим их изображения на другую доску.

У нас получилось две группы животных. Рассмотрите их. Какое название можно дать каждой группе? (Дикие домашние животные.)

Почему вы так решили? Попробуйте доказать. Что думают авторы нашего учебника по этому поводу? Прочтем их вывод.

Физкультминутка.

“Весело в лесу”.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Как к зарядке не привык?

(Прыжки на месте.)

Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?

(Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.

(Потягивания – руки вперед.)

Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?

(Прыжки пи месте.)

Тренировки помогают!
И зайчата убегают.

(Бег на месте.)

Вот голодная лиса

(Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса.

(Потягивания – руки вверх.)

Тяжело вздыхает,

(Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает.

(Дети садятся за парты.)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Почему человек ухаживает за домашними животными? Для чего он приручил их? У вас на столах лежат разрезанные картинки. Соберите их. У каждой группы получится рисунок животного. Обсудите и составьте о нем рассказ по плану.

План (на листах у каждой группы):

1. Внешний вид.

2. Питание.

3. Условие жизни.

4. Использование человеком.

Учитель: Дополнительно можете использовать иллюстрации лежащие у меня на столе. После обсуждения, каждая группа выбирает одного ученика, который рассказывает составленный краткий рассказ.

Каких домашних животных вы еще знаете? Как их использует человек? А могут ли быть домашние птицы? С какой целью их разводит человек? А насекомые?

2. А сейчас я вас приглашаю в “Бюро находок”. В нем собраны вещи и продукты, которые когда-то принадлежали домашним животным иногда в другом виде, но с помощью человека, они приобрели такой.

Вы должны по очереди вытягивать номер вещи. Ваша группа, посовещавшись, называет ее хозяина.

1 – яйцо (курица)

2 – молоко (корова)

3 – шерстяная пряжа (овца)

4 – валенок (овца)

6 – масло (корова)

7 – мед (пчелы)

8 – кроличья шапка (кролик)

3.  А по звукам вы, могли бы догадаться, какое животное их издает? Объявляется музыкальный конкурс. Я включаю кассету, на которой записаны звуки, производимые домашними животными. Вы слушаете и записываете названия животных, голоса которых услышите. Будьте внимательны.

V. Итог.

Наш урок подходит к концу. Кто назовет тему урока? Все согласны? Повторим еще раз. На какие группы можно разделить всех животных? Чем они отличаются друг от друга? Дома вы, пополните свой запас знаний о диких и домашних животных, прочитан материал в учебнике. Кто желает, приготовит рассказ о своем домашнем животном. А сейчас заслушаем жюри.

Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с нами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы о них, бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и сможете понять язык животного мира.