Разработка по русскому языку. Тема: "Род имен существительных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.

Задачи:

  • Закреплять грамматическое понятие “имя существительное”,умение правильно писать слова в диапазоне изученных правил; формировать умение разбирать предложение по членам, проводить фонетический разбор, разбор слов по составу, продолжить работу над формированием навыка каллиграфического письма.
  • Развивать познавательные процессы ( связную речь, память, внимание, мышление, восприятие), фонематический слух, моторику.
  • Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, уважения к друг другу; бережное отношение к природе.

Тип: комбинированный.

Оборудование: ТСО, дидактическая игра “Зажги огонёк”, карточки с заданиями.

1. Мобилизующее начало.

Сегодня у нас важный и торжественный день - к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть наши успехи, чему научились, что умеем.

2. Психологический настрой.

Работать большую часть урока мы будем в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам.

Важен не только личный результат, но и результат всей группы.

Возьмитесь за руки в своих группах. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи себе и своим одноклассникам. Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

3. Сообщение темы и постановка цели урока. Решив математическое действие, вы сможете определить тему нашего урока:

Рот-т+ д лим-л+ ён

Суп-п + веществ- ве +ит+ ель+ ное- ое+ых.

Исходя из темы урока, сформулируйте цель. Продолжим работать над темой “Имя существительное”, познакомимся с приёмами определения рода имён существительных.

4. Чистописание.

Ну, а начнём наш урок с минутки красивого письма. Подготовим наши пальчики /выполнение упражнений/.

- Запишите число, классная работа.

- Определите, какую букву мы будем прописывать.

- Какой звук обозначает буква м.

- Охарактеризуйте звук (м), (м).

Какое соединение будем отрабатывать?

5. Словарная работа.

А) Сегодня познакомимся с новым словарным словом, а каким, узнаете разгадав ребус:

МОРОЗ

Запишите слово выделите орфограмму.

Б) Работа в группах.

1 гр. - Произвести фонетический разбор слова мороз

2 гр.- Подобрать к слову мороз однокоренные слова.

3 гр. – Разобрать слова по составу: заморозки, Морозко, морозилка, подморозил.

В) Проверка

Г) Работа в парах

Придумайте предложение со словом мороз

Д) Составьте предложение из слов: и, мороза, вьюги, от ,спряталось, всё, зверьё

Е) Назовите все известные орфограммы в этом предложении.

Ж) Спишите предложения, выделяя орфограммы.

З) Подчеркните главные члены в предложении.

6. Физминутка.

(Дети выполняют ритмичные упражнения, читая стихотворение.)

Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто и что?
Отвечать оно должно.

Физминутка помогла перейти к изучению нового материала.

7. Изучение нового.

А) - Что называется именем существительным?

- Чем отличаются одушевлённые имена существительные от неодушевлённых?

- Приведите примеры имён существительных в ед.ч. и мн.ч.

Б) В русском языке выделяют 3 рода имён существительных.

- Определите название каждого рода, решив анаграммы:

мжкйусо жйенкси йседирн (Работа в группах)

В) В русском языке имена существительные в ед.ч. принадлежат к одному из трёх родов.

- Какие же имена существительные относятся к м.р., ж.р., ср.р.?

Перед вами лежат карточки со словами. Определите, к какому из трёх родов они принадлежат. Докажите. ( Работа в группах)

конь стена окно
дядя песня море
папа каша поле

Давайте прослушаем стихотворение:

Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”
И запомню род мужской
И опять скажу: “ Он - мой”
Средний род - оно, моё!
Это правило твоё.

- Какие слова помогают определить род имени существительного?

Г) Работа с правилом.

- Какие им. существительные относятся к ж.р., м.р., ср.р.?

-Приведите примеры.

8. Закрепление.

А) Игра с мячом “ Определи род им.существительного”

Б) Определите слово и род им.существительного

С _ _ О Р_ _ А Б _ _ Т

В) Запишите слова в нужный столбик: орёл, поле, книга, окно, лес, школа, лопата, дуб, мыло.

- Взаимопроверка.

9. Домашнее задание.

Дома продолжите работать над темой “Род им. сущ.”

На выбор выполните упр.527,525 стр. 121

10. Оценивание

11. Итог урока

- Сколько родов им. сущ-х в рус.языке? -- Назовите их.

- Как определить род им.сущ?

12. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Если на этом уроке вы узнали для себя что-то новое,вам понятна новая тема - возьмите звёздочку, если же вы не до конца разобрались в новом материале возьмите жёлтую фигуру.

- Какое задание было самым интересным?

- Спасибо всем за сотрудничество.