Тема урока: "Имя существительное. Обобщение"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать знания об имени существительном как части речи; познакомить с порядком морфологического разбора; развивать орфографическую зоркость: развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: демонстрационный материал по чистописанию, иллюстрации для картинного словарного диктанта, карточки-задания, изображения литературных героев – Буратино и Незнайки

Ход урока

I. Оргмомент

1) Разбор орфограмм в записи числа. Оформление числа и темы урока в тетради

2) Сообщение темы и целей урока.

II. Языковая минутка. Повторение

На доске загадка (закрыта)

Сирдитый недотрога
Жывёт в глушы лисной.
Иголок очень многа
А нитки - ни адной. (ёж)

Учитель читает загадку

1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ( [ Й?] – согл., мяг., зв., непар.)

- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Е стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [ЙО]

- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь

Минутка чистописания.

- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание Заглавной и строчной букв Ёё (Вывешивается показ)

2) На второй строке запишите слово-отгадку.

- Что вы можете рассказать об этом слове? Сделаем устный лингвистический анализ этого слова (ответы детей)

- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.

- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова)

- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались о ком идёт речь? (Буратино) Так вот он выполнил это задание так:

На доске ёж ежовые
слова ёжик ежевика (другое лексическое значение)
ежиха съёжился
ежонок ежи (форма множественного числа)

- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.

3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.

Он написал так: (открывается запись за доской). Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 у доски. После выполнения – самопроверка сигналом)

4) Одновременно идёт работа по карточкам сильным и слабым ученикам:

- А по карточкам сегодня поработают… (комментарий учителя по выполнению заданий)

К-1. Образуй и запиши форму множественного числа следующих имён существительных:

книжка, пейзаж, окно, огород, ложка, Ирина, облако.

Выдели окончания. Подчеркни все знакомые тебе орфограммы.

Выполняй работу по образцу: Д ел - (ед.ч.) – дел (мн.ч.)

К- 2. Выпиши из текста имена существительные, в скобках запиши их род и число.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или груш, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.

Физминутка “Буратино”

- Ребята, вы знаете, наши гости, не очень прилежные ученики, уже устали. Вы, наверное, тоже не против небольшого отдыха. Давайте выполним любимую физминутку Буратино.

Буратино потянулся (Дети поднимают руки вверх, потягиваются),

Раз нагнулся, два нагнулся (Дети выполняют наклоны вперёд),

Руки в стороны развёл (Разводят руки),

Ключик видно не нашёл (Пожимают плечами).

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать (Дети встают на носочки, вытягивают руки вверх).

III. Проверка домашнего задания

- Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)

- Какие слова называют сложными?

- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной. Ответить на этот вопрос помогут следующие схемы:

На доске схемы

-Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.

(Выполняется за доской сильным учеником, за работой которого следит учитель)

Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,…

(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова.

Затем следует взаимопроверка в парах. )

IV. Работа по теме урока с использованием учебника.

1) -Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите. (Вспоминают правило)

- Какие постоянные признаки имён существительных вы знаете? Почему их называют постоянными? (не изменяются)

- Какие существительные называют одушевлёнными? Приведите примеры.

- Как определить род имени существительного? (Коллективно вспоминают стихотво-рение:

Женский род отмечу я
И скажу ОНА МОЯ.
И отмечу род мужской
И опять скажу ОН МОЙ.
Средний род ОНО МОЁ –
Это правило твоё!

- Сейчас я проверю, как вы научились определять род имён существительных. Давайте поиграем, но вы должны быть очень внимательными.

Физминутка:

Ж.р. – хлопнуть

М.р. – топнуть

С.р. – встать

Окно, лодка, семья, село, листья (Почему ничего не делаете? – у мн.ч. род определить нельзя. - Что нужно сделать? - изменить форму) перо, кофе, какао, варенье, кенгуру, моль, тюль, поле, шампунь.

Зарядка для глаз Учитель говорит и показывает движения – ученики выполняют.

- Вытяните пальчик перед собой

- Подведите его к носику

- Отведите назад на расстояние вытянутой руки

- Посмотрите на потолок, не двигая головой, только глазками

- А теперь – на пол

- Посмотрите вправо на шкаф

- Взгляните в окно

- Откиньтесь на спинку стула и закройте на секундочку глаза.

- Сядьте правильно

- Кто был внимательным, тот сейчас назовёт мне все ласковые существительные, которые я только что называла? Почему я их так назвала? (Уменьшительно ласкательные суффиксы: носик, пальчик, глазки, секундочка)

2) – Мы вспомнили уже всё, что узнали на предыдущих уроках о существительных, а сейчас мы познакомимся с порядком письменного разбора его как части речи

Стр.35 (чтение алгоритма 1 учеником)

Комментирование записи образца

Упр.263 по заданию. Выписать существительные и разобрать как часть речи. Одно разбирается коллективно, остальные самостоятельно с самопроверкой. Слабые дети работают у доски (по 1 слову) под руководством учителя.

V. Домашнее задание

- Прочитайте задание к упр.3 на странице 37. Что замечаете в задании? (Оно подобное)

- Его вы будете выполнять дома.

VI. Итог урока

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Спасибо за урок!