Урок естествознания по теме: "Таких цветов в жизнь свою не видел" (Лагутин – геолог, исследователь Кузбасса)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство с природными зонами Кузбасса, с разнообразием растительного мира.
  2. Воспитание любви к Родному краю, бережного отношения к природе.

Оборудование:

1. Карта природных зон Кузбасса с флажками.

2. Гербарий по зонам (степи) ? полынь, гибкий тонконог.

3. Плакаты по охране природы (детские).

4. Красная книга.

5. Картины (сосновый бор, тайга, степь, лесостепь).

6. Макет горной страны, грибы.

7. Лекарственные травы (рефераты).

8. Словарь:

Реликт растение с древних эпох
Лесничество организация, охраняющая участки леса
Заказник на 10 лет
Заповедник не ограниченное время
Колки березово-осиновые рощи в степной и лесостепной зоне ѕ лесов в Кузнецком Алатау и Горной Шории
7/100 кедр, сосна, лиственница
53/100 пихты
21/100 осины
16/100 березы

(гербарии у детей)

9. На маленьких досках гербарии и картины по зонам.

10. Литература у каждого ученика:

а) Родной край стр.32-37
б) Природоведение, 4 кл. стр.149 (Болота)
в) Природоведение, 3 кл. стр.106-107 (Красная книга)

г) Атласы

д) Карта Кемеровской области

Учитель:

Сегодня мы продолжим изучение природы нашего края.

Богата родная Россия, но прямо скажу без прикрас, Что края любого красивей наш юный, могучий Кузбасс.

Родной край! Здесь мы родились и живем. Здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир.

Вопросы учителя (ответы учеников):

- Ребята, где мы живем? (В Сибири).

- В какой области? (В Кемеровской области)

- Где она расположена? (на Западно-Сибирской равнине)

- Как называется наш областной центр? (Кемерово)

- На берегу какой реки он находится? (р.Томи)

- С какими областями и краями она граничит?

(Новосибирская, Томская, Алтайский край, Красноярский край)

- А кто помнит размеры Кемеровской области?

(с Сев. на Юг - 500 км.; с Зап. на Вост. - 300 км.)

- Почему нашу область называют Кузбассом?

(т.к. в центре нашей области находится Кузнецкий угольный бассейн)

- Чтобы проехать нашу область с юга на север, понадобятся на поезде почти сутки. Сегодня на уроке мы совершим увлекательную поездку по природным зонам Кузбасса.

- По карте природных зон России определите, в какой природной зоне расположена территория Кемеровской области? (Зона лесов).

- А теперь посмотрите на карту природных зон Кузбасса, что вы заметили?

(Разные природные зоны)

- Как вы думаете почему?

(Очень разный рельеф, есть равнины, холмы и высокие горы.
Большая протяженность с севера на юг
).

- Да, действительно так!

Обширные пространства Кузнецкого Алатау, Горной Шорни и Салаирского кряжа покрыты тайгой. А в Кузнецкой котловине и на северо-востоке встречаются степная и лесостепная растительность.

- Крайний Север области ? заболоченная равнинная тайга. А вершины гор покрыты многолетними снежниками, там тундра.

Если совершить путешествие с юга на север Кемеровской области, то мы с Вами побываем в разных природных зонах, познакомимся с их растительным миром. Итак, в путь! Все удобно расселись и поехали на поезде Таштагол — Мариинск.

Ученик читает стихотворение : «Подарю тебе прогулку» Кузбасского поэта Юрова.

- Итак, дарим прогулку.

Поезд формируется в горной Шории в г.Таштаголе. По горным склонам и речным долинам раскинулась темнохвойная тайга. Об этой тайге прочитаем в книге «Родной край». Стр.32.

Рассказы детей о деревьях:

а) пихта
б) кедр
в) рябина
г) липа

II. Куда мы попадем, если поедем к Северо-Западу от Горной Шории.

(Салаирский кряж).

Подъезжаем к г.Новокузнецку.

- Прочитаем о сосновых борах Салаирского кряжа стр.35 (Родной край)

О сосне расскажет Алеша ? рассказ ученика

Отгадайте загадку (о лиственнице) ? рассказ ученицы

- Мы прочитали, что сосновые боры богаты грибами. А знаете ли вы их?

(коллекции грибов), дети загадывают загадки о грибах.

III. Мчится дальше поезд, на пути такие города, как Белово, Ленинск-Кузнецкий. Это Кузнецкие степи.

Чтение стр.36. Родной край. ? Показ гербария.

IV. После степной зоны, если ехать к областному центру г.Кемерово, будем ехать по лесостепной зоне. Здесь холмистая местность. На севере области расположен лесостепной «коридор».

Мариинская лесостепь. Стр. 36

- Послушайте рассказы ребят о березе черемухе, осине, смородине

Показываю гербарии.

- На севере нашей области много болот. На болотах Кемеровской области можно встретить клюкву, морошку, голубику, мох сфагнум, олений лишайник на деревьях и даже карликовую березку.

А надо ли охранять болота? (природовед. 4 кл.) стр. 149. прочитать

Мы с вами не были в тундре Кузбасса.

- Как вы думаете, куда мы должны поехать, чтобы попасть в тундру?

(Кузнецкий Алатау, Горную Шорию)

- Почему вы так думаете? (Высокие горы, чем выше, тем холоднее)

- А какие самые высокие горы Кузбасса вы знаете?

Верхний Зуб 2178 м., Кузнецкий Алатау

Мустаг 1560 м., Горная Шория

Кизил 1747 м., Кузнецкий Алатау

Карлыган 1767 м., Алатау

Посмотрите, как меняется растительность при подъеме на гору.

Плакат

- Видите, какое разнообразие растений и природных зон в Кузбассе.

Растений в Кузбассе очень много ? 1300 видов.

1) Самое крупное ? кедр — 45 м., в обхвате 140 см.
2) Самая высокая трава борщевик (пучка) ? 3-4 м.
3) Самая маленькая ряска ? 3-4 мм.

102 вида древесных пород:

Из них —49 кустарников; 20 ив; 4 разновидности берез растет в Кузбассе.

- Практически все растения являются лекарственным сырьем.

VI. Мы сейчас побываем в гостях у доктора Нехворайки.

Ученик:

Много трав растет полезных на земле родной
Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.
Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.

Стр. 36. Родной край.

Рассказы о лекарственных травах ? подготовили ученики. -8 мин.

Облепиха, маралий корень.

- Мы сегодня с Вами убедились в разнообразии растительного мира Кузбасса.

- Как же человек использует растения?

1) в пишу и корм животным (примеры) ягоды, орехи, сено, ветки.
2) использует древесину (топливо, мебель, строит жилье, изготовливает бумагу, материал, химические продукты)
3) декоративное: очищает воздух, озеленяет улицы, украшает города
4) лекарственное сырье — почти все растения.

- Как хорошо, что есть растения на Земле. Стихотворение, читает ученик.

- Но очень многие растения кричат «SOS». Они становятся редкими.

- Как вы думаете почему?

а) рвут цветы, они гибнут, не размножаются.
б) распахивают земли (например, исчезает ковыль в степной зоне и др.)
в) выпас скота
г) строительство городов, газопроводов, заводов
д) изменения в окружающей среде (пожары, засуха, выбросы, загрязнения).

- Из 250000 видов растений под угрозой 25000, значит под угрозой и живой мир.

- А почему?

- А что такое Красная книга? Природов. 3 Кл. 106 - 107., чтение

Многие замечательные растения Кузбасса занесены в Красную книгу страны. Это 12 растений. Среди них Венерин башмачок, кандык сибирский, ятрышник, маралий корень, пион, Марьин корень.

100 растений Кузбасса нуждаются в охране. В Кузбассе : огонек-купальщица, лилия желтая, белая, саранка, ветреницы, сон-трава, хохлатка, фиалки-анютины глазки.

В Кузн.Алатау и Горной Шории очень много РЕЛИКТОВ.

- А что такое реликты? (растения древних эпох ? липа сибирская, незабудка, колокольчик крапиволистый, герань Роберта, осока лесная).

- Для сохранения растительного мира в нашей области созданы Заповедники и Заказники.

Заповедник ? исключает любую хозяйственную деятельность человека.

1989 г. Куз.Алатау ? (реликты, горные тундры, альпийские луга).

Заказник на 10 лет ? Кузедеевский липовый реликтовый остров.

1990 г. ? образовался Горно-Шорский национальный парк, здесь 30% кедрачи (имеюет научную ценность)

Создаются Всесоюзные общества по охране природы. Такое общество есть у нас в Березовском.

- На этих плакатах вы, ребята, выразили свое желание беречь и охранять природу.

Ученик:

Я ? Природа. Я ? великий мастер. Вечный мастер жизни.
Я могу, человек, тебя за соучастье надарить ? в моей все это власти! ?
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой...
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый хлебный колос! Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам - мое творенье! И у нас с тобой одна судьба.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог.
Видел я: цветы, как люди, плачут и росу роняют на песок.

Ученица:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Читаем плакат с доски:

Природа - это наше богатство, это наша жизнь, и ее надо беречь!

Рефераты о растениях Кузбасса, занесенных в Красную книгу.

Домашнее задание - Учебник, с.106-107 «Охрана растений», с.36-37 «Наш край».