Интегрированный урок по чтению и истории на тему: "Чай"

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с историей чая и культурного чаепития, великими путешественниками и торговцами.

I. Организация детей. Тема урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок истории и чтения.

Учитель

- Мы продолжим путешествие в историю вещей, в частности, посуды, узнаем о чае, о том, что собой представляет этот продукт и напиток.

Как же обедали в средневековом замке? (ответ детей стр. 53 2 абзаца).Прочитать

- Когда стала употребляться за столом вилка? (XVI век)

- Что послужило стимулом к ее использованию? (большие белые вороны, чтобы не испачкаться)

- Когда стали пользоваться вилкой, ложкой, ножом, как столовыми приборами? (150 лет назад, в середине XIX века)

- Что нового появилось в сервировке стола при Петре I?

- Сегодня мы ответим на вопрос. Что же стояло на столах в разные времена и у разных народов?

- Когда появились вилка и нож в России?

II. Откройте учебники стр. 54., ,

а) Чтение, показ картины - амфора, кратер, килик.

- Какая же была посуда в греческом доме? (керамическая)

б) А теперь прочитаем, какая была посуда у русских крестьян:

- Какая была посуда у русского крестьянина, посмотрите на рисунки стр. 55? (глиняная, деревянная)

- Как относились люди к посуде? (ее очень берегли)

- Какая появилась загадка на Руси?

- Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал.

- Прочитаем, какую посуду могли бы встретить в корол. дворце? Стр.56 (прочитать)

- Какую посуду имели во дворце у короля?

- Кто изобрел фарфор? (изобрели фарфор китайцы)

- Какие заметили различия?

- Благодаря португальским мореплавателям, изделия из Китайского фарфора попали в Европу. Привез их знаменитый путешественник Марко Поло.

Чтение:

Вынул Марко Поло из сундука маленький пакетик, бережно развернул и заблестела у него на ладони крохотная фарфоровая чашечка. Марко ударил по ней ногтем и чашечка ответила т-цень. (что на кит. Языке означает фарфор). В России фарфор появился в XVIII веке. Инициатором его изготовления была царица Елизавета Петровна. В 1744г. началась история Императ. фарфорового завода, первым мастером был Дмитрий Виноградов. У нас в Кемеровской обл. тоже есть фарфоровый завод, работает он на белой глине, которую добывают у нас в области, нашу посуду можно встретить по всей России.

Учитель Ш. Ребята, посмотрите на эту красоту. Это современная фарфоровая посуда.

- А как вы думаете, для чего она предназначается? (это чайная посуда)

- Сейчас мы с вами познакомимся с этим продуктом и напитком?

- Можно ли по названию чая определить, где он растет? (да, чай индийский, китайский, грузинский, вьетнамский, цейлонский)

Читаем:

Чайный напиток в России стали употреблять с 1638 года. Монгольский Алтын - Хан прислал в подарок царю М. Федоровичу 64кг. чайного листа. В 1679 году был заключен договор с Китаем о поставках чая в Россию.

Ученики Сценка.-

Стражник - Прибыло посольство из Китая!

Царь - Проси заморских гостей!

Посол - Позволь государь вручить тебе подарок от нашего императора.

Царь - Что есть сие?

Боярин! — Травка какая-то невиданная. Пахнет.

Боярин 2 — Так и есть пахнет.

Царь - Что есть сие?

Посол - Это чай.

Бояре- Чай?

Посол — В Китае уже давно известен этот напиток. Его пьют все, он излечивает от всех болезней, веселит душу.

Царь - Как же из этого сделать напиток?

Посол — Чай готовят по - особому.

Бояре - По-особому.

Посол — Сначала его растирают в ступе, затем засыпают в чайник и добавляют несколько капель воды, все это сбивают рисовой метелочкой и так снова, пока чайник не станет полным.

Бояре - Чай заварить - не дров нарубить, Да-а-а, наука хитрая.

Посол-Отведайте чая.

Царь - Отменный вкус!

Выпьешь чайку - забудешь тоску. С чая худо не бывает.

Ученик - А кто первым из россиян отведал и оценил чай? Так это были сибиряки.

Учитель. В1698 году в Китай отправился караван купца Спиридона Лингусова. В Забайкалье был торговый центр Кяхта, Сибирь предлагала Китайцам меха, мамонтовые и моржовые кости, а Китай - чай. Через Сибирь проходило 6400 т. китайского чая в год, чтобы его упаковать. Забайкалье поставляло 150000 шкур крупного рогатого скота. Через всю Россию везли чай на лошадях в Москву и в Европу. Только между Томском и Иркутском было занято 16000 ямщиков и 80000 повозок.

Число поклонников чая год от года росло. Сегодня чай пьют по всему миру более 2 миллиардов людей, а в нашей стране каждая семья.

VI. Работа по учебнику чтения (чтение)

- Слово чай «ча» - в переводе с китайского - молодой листок.

а) Китай открыл чай как растение 4700 лет назад.
б) Показ гербария «Чайный куст».
в) Чтение учебник стр.277
г) Картина «На чайной плантации»
д) Вопрос после чтения.

- Где растет чай?
- Как собирают чайный лист?
- Как из чайных листьев готовят чай?
- Прочитать стр.278.
- Чай упаковали, отправили по магазинам, а мы его покупаем.
- Как чай пьют у вас дома?

IV. Отгадайте загадку.

В небо труба,
В землю труба,
В середине огонь,
Кругом вода?
А это что такое? (самовар)

В брюхе - баня, в носу решето, на голове пуговка, одна рука и та на спине, (чайник)

Раз прислал мне барин чаю,
Велел чай мне заварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить...
Взял тогда, налил водицы,
Всыпал чай я весь в горшок...
Добавил лук, укроп, морковки
И петрушки корешок.

Правильно ли заварен чай? (нет)

Конечно нет, сейчас вы узнаете, как правильно заваривать чай.

  1. Правило - аккуратность (посуда, вода)
  2. Кипение «белым ключом»
  3. Посуда — только фарфоровая и чайник правильной формы
    (шаровидный, цилиндровый)
  4. Согреть чайник.
  5. Пить из фарфоровых чашек.
  6. Кол - во чая х+1 ч.ложка.
  7. Быстро залить кипятком, закрыть салфеткой на 4-10 мин.
  8. Пить не разбавляя.

V. А с чем можно пить чай?

  1. Сахар, конфеты, варенье, мед.
  2. Молоко, масло, сыр.
  3. Мука и крупы (печенье, сдоба, пряники и т.д.)
  4. Фрукты и ягоды (лимон, апельсин, яблоко, изюм, курага)
  5. Пряности (перец, мята, лавровый лист), и даже с солью пьют в Монголии и Калмыкии.

VI. Чай не только чудесный напиток и продукт, но и чудесное лекарство.

У нас в гостях Айболит. Вам Айболит приготовил несколько советов.

Айболит

  1. Японские ученые установили, что крепкий зеленый чай улучшает здоровье при раке крови.
  2. Пьют чай при головной боли и от усталости, при сердечной слабости.
  3. Зеленым чаем лечат язвы желудка, делают примочки при ранах, промывают глаза.
  4. При отравлении дают крепкий чай с молоком.
  5. Теплый чай с лимоном, черным перцем и медом пьют при простуде.
  6. Употребляют чай как усыпляющее средство.

А в Тибете, Берлине из листьев варят суп, делают салаты, чай квасят, как капусту, в Китае и Таиланде.

Знайка.

А я хочу добавить, что из чая получают еще масло, его добавляют в мыло, духи, используют в приборостроении.

Чайное сырье используют для получения красок, они стойки и безвредны: Чайным раствором чистят зеркала.

Вот видите, ребята, какое замечательное растение чай.

VII. Кроссворд

  1. Cоздатель русского фарфора (Виноградов)
  2. Итальянский купец, который привез фарфоровые чашки из Китая(Поло)
  3. Посуда сделанная из глины (керамика)
  4. Большой сосуд для воды и вина в Др. Греции (Амфора)
  5. Напиток, без которого не обходится ни одна семья. (Чай) А в заключение урока посол из Китая вручает вам памятки, как заваривать правильно чай.

Д/3. Узнать о чае, по истории работать в тетрадях на стр.34-35.

Спасибо, урок окончен.

Всех гостей приглашаем та чай в столовую. Накрьггы 5 столов.

  1. Узбекский рецепт (с перцем и мёдом)
  2. Английский(чёрный)
  3. Замороженный чай(индия). Лёд, лимон, сахар.
  4. Чай по тибетски.(масло и соль)
  5. Монгольский, калмыцкий(масло и соль, мука)

Приложение