Урок математики в 4-м классе по образовательной программе "Школа-2000"… – "Школа-2100" на тему: "Приближенное вычисление площадей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить учащихся с приёмом вычисления площадей,
  2. вывести соответствующий алгоритм;
  3. закрепить навыки деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные, находить закономерность, решать текстовые задачи;
  4. воспитывать интерес к изучению родного края и привлечь внимание
  5. учащихся к проблеме охраны окружающей среды.

Оборудование:

телевизор, видеофрагмент фильма «Охрана озёр Хакасии, палетки, планшеты с заданием по НРК, контур карты озера Шира, иллюстрации серого журавля и балобана, вырезанные фигурки птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте, ребята,
Учиться считать.
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа.

II. Работа в тетрадях.

Минутка чистописания.

- Запишите число. Посмотрите на показы.

0, 19, 38, 57...

- Что скажете?

(Ответы учеников:

а) Числа: 19, 38, 57 – натуральные.
б) Число 38 чётное, а 19 и 57 нечётные.
в) Числа 19, 38, 57 – двузначные.
г) Самое наименьшее двузначное число 10, а наибольшее двузначное число 99.
д) В записи чисел: 19, 38, 57 используется две цифры.
е) Каждое последующее число увеличивается на 19.
ж) Эти числа встречаются в жизни: номер квартиры, возраст человека, 19 рублей - цена 1 литра молока, а 38 рублей и 57 рублей соответственно стоимость 2-х и 3-х литров, 19 – номер нашего региона.

III. Актуализация знаний

Устные упражнения.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

(Деление многозначного числа на двузначное.)

- Выполните прикидку результатов деления и вычислите частное чисел. Правильно выполнив задание, вы сможете расшифровать название уникального озера Хакасии, расположив ответы в порядке возрастания.

3

4

6

9

Ш

И

Р

А

И 104 : 26
Р 295 : 49
Ш 159 : 53
А 648 : 72

- Давайте посмотрим видеоответ.

(Просмотр отрывка фильма «Охрана озёр Хакасии»)

IV. Постановка проблемной ситуации.

- У вас на партах есть уменьшенный контур озера Шира. Как вычислить его площадь?

(Дети высказывают мнения, варианты нахождения площади и приходят к выводу, что вычислить точное значение площади не удастся.)

Сообщение темы урока детьми.

-Так назовите тему сегодняшнего урока.

( Приближённое вычисление площадей.)

V. Открытие детьми нового знания.

- Какие единицы измерения площади вам знакомы?

(мм2 , см2 , м2 , км2 )

- С помощью какого инструмента будем измерять площадь озера Шира?

(Предположения детей, что должен быть специальный инструмент с изображением квадратов)

- Да, действительно этот инструмент называется ПАЛЕТКА.

- Как найти приближённое значение площади?

1. Выведение алгоритма учащимися.

  1. Наложить палетку.
  2. Сосчитать число целых клеток внутри фигуры.
  3. Сосчитать число клеток, входящих частично.
  4. Число клеток, входящих частично, разделить на 2 и прибавить число целых клеток.

- Проверьте, верно ли вы составили алгоритм приближённого вычисления площади по учебнику на с. 54?

- Зачем вам это умение? Где в жизни оно может вам пригодиться?

2. Практическое применение новых знаний.

- У вас на столе есть контур озера Шира, вычислите его площадь.

(Ребята вычисляют площадь озера по алгоритму и получают в результате 34 квадратных сантиметра.)

- Данный контур выполнен в масштабе 1 : 100000. Какова истинная площадь озера? (34 кв. км).

VI. Физминутка.

Птицы летели, летели,
На озеро Шира сели.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Сели, поели, опять полетели.

VII. Первичное закрепление нового знания.

1. Работа по учебнику на с. 55 №1, выполнение с комментированием, опираясь на алгоритм.

2. Самостоятельная работа в парах.

- Начертите круг с радиусом 4 см, вычислите площадь и выполните взаимопроверку.

VIII. Повторение пройденного материала.

Работа в группах.

Учащимся предлагается выполнить ряд заданий о птицах, обитающих на озере Шира.

- Мы продолжаем знакомиться с уникальными озерами, и я предлагаю выполнить задания в группах из математического паноптикума и по завершению работы нужно рассказать классу о птице, обитающей на этом озере.

1 и 2 группы получают планшет с заданиями.

Узнайте самую высокую и крупную птицу, обитающую в Хакасии?

Название этой птицы зашифровано парами чисел в таблице. Догадайтесь, как заменить пару чисел буквами. Если вы правильно сделаете замену, то прочтёте название самой высокой птицы, обитающей в Хакасии.

(2;2),(3;3), (2;3), (3;1),(1;3),

(3;2), (4;3), (1;1), (2;1), (4;2), (1;2), (4;1).

3

й р е у

2

л с ж в

1

р а ы ь

0

1 2 3 4

2. Расшифруйте с помощью шифрограммы название серого журавля на хакасском языке. Для этого вам дана карточка с цифровой шифрограммой и ключ-алфавит, с помощью которого вы и сможете прочитать.

Серый журавль (пора турна) занесен в Красную книгу. Эта птица считается самой высокой и крупной в Хакасии, хотя среди своих сородичей занимает промежуточное место. Все виды журавлей не выдерживают хозяйственной деятельности человека, поэтому их становится все меньше. Птицы сильно страдают от весенних палов, при которых погибают их кладки. Размножаться журавли начинают на третьем-четвертом году жизни. Каждая пара откладывает всего два яйца, а выращивает порой только одного птенца. Несмотря на то, что журавли панически боятся людей, они быстро привыкают к человеку, если он не причиняет птицам вреда.

3. Вычислите высоту журавля (в дециметрах) с помощью отрезка.

Четвертая часть отрезка и будет ответом на вопрос.

4. Вырази результат в метрах и сантиметрах.

5. Размах крыльев серого журавля на 100 см больше его высоты.
Узнайте длину размаха крыльев.

3 и 4 группы получают планшет с заданиями.

В Хакасии есть птица, которая в 100 раз лучше видит, чем человек.

1. Узнать это поможет шифрограмма.

2. Узнайте массу птицы (в граммах) по схеме.

Балобан (хазы ала ылачын) считается крупным соколом семейства хищных. Эта птица редкая и занесена в Красную книгу. Обитает в основном в степных и лесных районах. Балобан полезен для человека тем, что истребляет грызунов. Пойманных молодых птиц обучают охоте, поэтому птица считается ценной.

В настоящее время продолжается браконьерский отстрел, разорение гнезд, отлов взрослых птиц, а также изымание птенцов из гнезд любителями Соколиной охоты.

3. Вычислите, сколько сусликов и грызунов добывает семья балобанов в среднем за 40 дней птенцового периода. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число, которое будет ответом на вопрос.

45

15

30

150

50

100

410

90

?

сусликов

115

15

100

250

150

100

300

20

?

грызунов

(Учащиеся последовательно выполняют задания, а потом один ученик сообщает орнитологические знания о птице. Остальные ребята записывают данные в тетрадь. Группа, выполнившая одинаковое задание позже, является экспертом и проверяет правильность выполнения заданий.)

- Кому стало интересно узнавать о жизни птиц, я рекомендую прочитать книгу С. Прокофьева «Природа Хакасии».

IХ. Итог урока.

- О чём хотелось бы вам рассказать ребятам из параллельного класса, после урока?

- Какое задание оказалось самым сложным?

Х. Рефлексия.

- Жители Хакасии и вы, ребята, бережно относится к природе. С приходом осени многие птицы улетают от нас на зимовку. Вот и я предлагаю прикрепить ваших птиц к тому заданию, которое было самым интересным.

(Ребята прикрепляют птиц к картинкам: озеро Шира, балобан, серый журавль.)

ХI. Домашнее задание.

- Составить и решить задачу на приближённое вычисление площади.

Литература

1. Алехина М. Птица нежная и изящная. - Хакасия. - 2003. - №168. - С. 1-6.
2. Анкипович Е. С., Анкипович И. А. Красная книга Республики Хакасия. - Заповедано. - 2003. - №3. - С. 3-4.
3. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. - 2003. - №2. - С. 110-113.
4. Гусева Н. П., Башилова Р. Е., Клюкин Н. В. Задачи экологического характера //Начальная школа. - 1995. - С. 23 - 24.
5. Тарасова В. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. // Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 61 - 68.
6. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. - Абакан: Хакасское кн. изд-во,/ 1993.