Изготовление витража на стекле

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. совершенствовать умения читать чертеж, работать по шаблонам;
  2. воспитывать аккуратность, внимательность;
  3. развивать эстетический вкус, трудолюбие.

Оборудование:

- заготовка из стекла;
- схема;
- медная проволока;
- клей ПВА;
- ацетон;
- разноцветные стержни для шариковых ручек;
- паркетный лак;
- наждачная бумага,
- рукавицы (использовать при обработки краев стекла).

Ход занятия:

I. Вступительная часть.

Родиной стекла считается Египет IV тысячи лет до нашей эры. Именно в Египте где изготавливались чаши, вазы, бусы, печати, амулеты, стеклоделие древнего мира достигло своего рассвета.

Роспись и золочение еще с древних времен, помимо художественных ценностей, использовалось для того, чтобы скрыть различные дефекты стекла. Техника росписи по стеклу возникла на Востоке. В Сирии в XII-XIV веках создаются изделия, которые в Европе называют дамасским стеклом. Для них характерно наложение эмалей на стеклянную основу. В Европе X века роспись стекла применяется для витражей. Витражи особо ценились мастерами того времени за способность пропускать свет, который заставлял изображение сверкать волшебным чистым светом.

В первой половине XIX столетия в России на императорском стекольном заводе была налажена роспись стекол маслеными и силикатными красками для дворцовой парадной мебели. Подобная мебель с расписными стеклянными вставками хранится в Историческом музее, в Эрмитаже, а также в дворце-музее Кусково. Масляными красками были расписаны стекла окон башни, построенной по проекту архитектора А. Менеласа в парке Царского села под Петербургом. Стеклянная посуда, расписанная масляными красками, вывозилась на продажу в города европейских стран, и пользовалась за свою оригинальность, прозрачность большим спросом.

II. Подготовительная работа.

Техника витражей. Значение цвета (и его оттенков) при изготовлении витража. Подготовка материала для изготовления витража. Техника безопасности.

  1. Берем стекло по размеру готовой работы (схеме, чертежу). Желательно взять готовую рамку со стеклом. Вынимаем стекло из рамки. Обрабатываем край стекла, чтобы в процессе работы не пораниться. Наждачной бумагой аккуратно обрабатываем край стекла.
  2. Заранее подготовленный рисунок с четкими линиями совмещаем со стеклом. Для каждой работы должен быть один рисунок по количеству учащихся.
  3. Обрабатываем (протираем) стекло ацетоном в целях обезжиривания.
  4. Подготовить медную проволоку. Проволока должна быть достаточно толстой, если нет подходящей, то можно самим изготовить путем сплетения нескольких тонких.

Проведение физминутки.

Предлагается детям выйти из-за столов в середину класса и поиграть в подвижную игру «Раз-два-острова!».

Ведущий говорит слова и показывает движения. Все дети повторяют за ним слова и движения:

Раз-два-острова! (круги руками)

Три-четыре – мы приплыли! (руками плавательные движения)

Пять-шесть – сходим здесь! (топают)

Семь-восемь – сколько сосен! (разводят руками)

Девять-десять – мы в пути! (шагают на месте)

Досчитай до десяти!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!

Мы снова здесь, мы снова вместе! (повторяется сначала)

III. Самостоятельная работа учащихся.

После проведения подготовительной работы, учащиеся могут приступить к самостоятельной работе, непосредственно каждый учащийся работает со своими заготовками.

1. Аккуратно из проволочных заготовок выкладываем на стекле контуры рисунка и крепим каждую заготовку при помощи клея ПВА (клей ПВА должен быть достаточно густым). Когда рисунок будет полностью выложен, нужно дать немного времени, чтобы клей высох. Следим за тем, чтобы в процессе работы рисунок не смещался относительно стекла.

2. Пока сохнет клей, нужно подготовить разноцветный лак для оформления витража в цвете. Для этого подготовить несколько пустых емкостей (по количеству цветов). Каждый наполнить небольшим количеством паркетного лака. Перемешать лак с разноцветными чернилами из шариковых авторучек до получения нужного цвета.

3. Витраж подсох, разноцветный лак приготовили, можно приступать к непосредственному изготовлению. Можно дать учащимся самостоятельно «поиграть» с цветом. Каждую полученную ячейку заливаем своим цветом. Важно, чтобы при работе краски не выходили за контур. В противном случае витраж получится размазанный, неаккуратный.

Примечание.

При изготовлении витражей с младшими школьниками возможен более простой способ изготовления. Так вместо медной проволоки (традиционно), можно делать перегородки из суровой толстой нити. В этом случае легче приклеить нить на стекло, чем проволоку. Конечный результат будет мало отличаться от традиционного исполнения.

IV. Подведение итогов.

Оформить стекло в рамку.

Организовать выставку детских работ.