Школьное краеведение "Хроника одного дня"

Разделы: Внеклассная работа


Кто наши краеведы-следопыты в будущем? Кого готовит музей? Музей воспитывает людей с добрым сердцем, которые умеют ценить прошлое, хранить память, готовит новых исследователей, учителей, фотографов, операторов, журналистов, будущих воинов для службы в армии, экскурсоводов и просто хороших и отзывчивых людей. Я сама бывшая выпускница нашей школы, которая занималась в музее поисковой работой, а теперь я работаю в этой школе и являюсь руководителем музея, это для меня большая честь. Можно много интересного рассказать о нашей краеведческой деятельности. Но в данной работе я хочу представить хронику всего одного дня из жизни нашей школы. Это традиционный праздник, посвященный Дню защитников Отечества, в котором участвуют все от мала, до велика, вся: ученики с 1го по 11й класс, педагоги, родители, шефы школы - воинская часть 13180, ветераны ВОВ нашей прославленной дивизии и нашего микрорайона Щурово. Проводится большая подготовительная работа, потому что праздник проводится в 3 этапа по особому плану.

1 этап. Смотр-конкурс строя и песни «Весь твой путь в наших песнях воспет» для учащих 2х-8х классов. Каждый класс выбирает песню, отражающую боевой путь создания Российской Армии от Бородинского сражения и до наших дней, готовит соответствующую атрибутику, элементы костюма, рисуют газеты.

Программа праздника.

1. Построение отрядов

2. Торжественное открытие праздника;

– вынос знамени матросами части 13180;
– гимн в исполнении учащихся;
– сдача рапортов командирами отрядов, выступление гостей;

3. Выполнение строевых упражнений:

– ходьба строем в 3 шеренги;
– повороты в строю;
– исполнение песни в движении.

4. Награждение: участники конкурса награждаются грамотами и подарками

2 этап. Открытое заседание клуба «Поиск» - «Встреча трех поколений».

Сценарий праздника.

Праздник «Встреча трех поколений», посвященный Дню Защитника Отечества.

Руководитель музея Сафронова Е.Б.:

Здравствуйте!

Сегодня мы проводим открытое заседание клуба «Поиск» – «Встреча трех поколений». Ветераны ВО войны, участники локальных войн и офицеры, которые служат в армии, встретятся сегодня в нашем музее. Наш музей объединяет разные поколения, которые на протяжении многих лет дружат и встречаются на различных праздниках. Это ветераны ВО войны, почетные ветераны и те ребята, которые были следопытами, а теперь стали защитниками нашей Родины.

Литературно-музыкальная композиция:

1 ученик: Сегодня, в преддверии всенародного праздника, приветствуем дорогих гостей.

2 ученик: Праздник остается радостным и трагическим.

3 ученик: Навсегда останутся в народе и гордость за великую победу, и память о том, какой страшной ценой она досталась.

4 ученик:

Задумано верно и мудро народом:
Все самое лучшее – женского рода –
Вселенная,
Родина,
Радость,
Весна.
Но как в этот список попала война?

1 ученик:

Хоть слово – не дело,
Но я бы хотела
Войну из сознания людей исключить.

5 ученик:

Изъять навсегда инородное тело,
Чтоб дети могли наизусть заучить.
Вселенная,
Родина,
Радость,
Свобода, –
Слова лишь достойные женского рода.

Вок. группа 10 классов: песня «Ровесницы»

Сафронова Е.Б.

65 лет назад в нашем городе формировалась 135-я стрелковая дивизия. Она прошла через всю войну. И почти 35 лет дружат ветераны дивизии, ветераны микрорайона и ребята нашей школы.

И мне сегодня, в первую очередь, хочется предоставить слово Костранову Владимиру Ивановичу – председателю совета ветеранов 135 ККСД.

Выступление ветерана.

А сейчас попросим сказать несколько слов Легейде Нину Григорьевну – председателя ветеранов Щуровского комбината, участника Вов и многолетних встреч с ветеранами 135 ККСД.

Выступление ветерана.

Сафронова Е.Б.

У нас в гостях не только те, кто участвовал в боях, не жалея своей жизни, защищая Родину, но и дети войны. Одна из них Соколова А.Г. Она не только наш первый директор, одна из создателей музея. Альбина Григорьевна в годы войны была в том возрасте, когда чувствуешь эту страшную трагедию. Пережила и перенесла все тяготы этой войны и помогала фронту.

Альбина Григорьевна, Вам слово….

Выступление Соколовой А.Г.

Сафонова Е.Б.:

Сейчас наступает торжественный момент. Сегодня мы открываем мемориальную доску. Право открыть эту доску мне хочется предоставить Костронову В.И. – председателю совета ветеранов, Соколовой А.Г. – человеку, возглавлявшему 30 лет нашу школу, первому руководителю музея – Майоровой Р.Г.

Открытие мемориальной доски:

Мне очень хочется предоставить слово Майоровой Р.Г. – руководителю музея. Почти 40 лет она возглавляла работу клуба «Поиск». Сколько любви, доброты она отдала этому делу. Раиса Георгиевна – почетный ветеран нашей дивизии.

Выступление Майоровой Р.Г.

Минута молчания.

На планете есть горячие точки, Афганистан, Чечня! Что мы чувствуем, когда слышим эти слова. Боль, горечь, сострадание.

Литературно-музыкальная композиция:

6 ученик: Беспокойно в мире. И не может быть спокойной воинская служба.

5 ученик: Еще не затянулись раны матерей, потерявших своих сыновей на афганской земле.

4 ученик:

Камни не плачут. Но плакал гранит,
Став на посту в изголовье солдата.
«Смертью героя в Афгане погиб» –
Криком кричит на надгробии дата…

1 ученик:

Был он так молод, удачлив, красив,
Жить бы да жить ему радостно, долго.

Но прогремел оглушительный взрыв,
Козни судьбы то есть промысел бога?!

5 ученик:

Гибнут мальчишки опять на войне.
Этим смертям не найти оправданья.
Даже у крепких и стойких камней
Катятся горькие слезы страданья….

2 ученик:

Плакал гранит над бедою людей
Всей непомерною силой бессилья.
Горем невыплаканным матерей
Многострадальной великой России….

3 ученик: Чеченская война….

Дерзкая до безумия на чудовищные издевательства над нашими парнями.

2 ученик: И опять кровь, раны, страдания, боль. И опять русские парни в пекле этой войны.

4 ученик:

Ты страна моя,
Моя отчизна,
Часть того,
Что называют Русь,
Если нужно, не жалея силы,
За тебя – в атаку поднимусь.

5 ученик:

В глухих горах Афганистана
Все в жизни выпало тебе!
Твои победы, боль и раны,
Как символ мужества в борьбе.

1 ученик:

Мальчишкам нашим уж давно не спится,
Не долго ждать осталось до утра,
А если спится, то Чечня им снится –
Кровавая, жестокая война.

5 ученик:

Настойчивы, храбры и непреклонны
Мы верим, что такие дни придут,
Когда на ваши чистые погоны,
Серебряные звезды упадут.

3 ученик:

И сколько наших с этой верой
Осталось безвозвратно там?
Мы заплатили полной мерой
По всем предъявленным счетам.

1 ученик:

Чтоб небо вечно было синим,
И люди были бы вольны,
Чтобы всегда была Россия,

Все: И чтобы не было войны.

Сафонова С.Б.: Интернациональный долг позвал и наших ребят в эти горячие точки. К счастью, из выпускников нашей школы никто не погиб. Но ребята мужественно прошли по дорогам войны.

Это: Ежов Александр

Старков Николай

Братья Чуваковы

Ивашкин Владимир

Щербаков Сергей

Старков Александр

Бузанов Юрий

Зорин Владимир

Владимир Иванович пришел сегодня к нам в гости. Сейчас он зам.председателя общества Афганцев у нас в Коломне.

Просим Вас:

Зорин В.И.

Сафронова Е.Б.:

Защитники отечества. Кто они? Простые ребята из наших дворов, обычные мальчишки, наши ученики. Они пошли в армию, потому что их так воспитали, они чувствуют свой долг перед Родиной.

Сироткин Сергей Александрович, офицер Армии, подполковник. В течениие 6 лет Сергей работал в нашем музее, участвовал в походах по местам боев дивизии. Своими глазами видел следы войны.

Сироткин С.А.:

А вот наши две ученицы, дочери Сироткина С.А., которые продолжают дело, начатое отцом.

Сироткина К. и Л.

Литературно-музыкальная композиция:

3 ученик: Хочется рассказать обо всех, кто служил или служит сейчас в рядах нашей армии.

4 ученик: Оглянитесь вокруг – вот они, седые ветераны, парни, недавно вернувшиеся с воинской службы, и те, кто посвятил свою жизнь такой нелегкой работе.

5 ученик: И каждый из нас наверняка мог бы повторить слова отважного молодого воина:

Ты страна моя,
Моя отчизна
Часть того, что называют Русь,
Если надо, не жалея силы,
За тебя в атаку поднимусь.

Вок. группа 10 класс: песня: «Мальчишки».

Сафронова Е.Б.: Война ушла, а голос ее мы постоянно чувствуем. Он проходит через ветеранов, воинов, защитников Отечества. И сейчас, ребята, чтобы защитить Родину, готовы объединится. Мы все должны объединится, сердца объединить, дух добра раскинуть на пространство всего мира.

На этом наше заседание закончено. Спасибо всем, кто принял участие в нашем празднике.

Было много вопросов задано нашим гостям о том, как им удалось справиться со всеми невзгодами, выжить и сохранить мир. Может, это высокие слова, но ребята задумываются над этим, некоторые начинают по-другому смотреть на окружающий их мир. Такие встречи очень важны и для ребят и для самих ветеранов. Встречаясь с молодежью, они понимают свою значимость и необходимость в деле воспитания подрастающего поколения. А мы горды тем, что знаем героев не по книжкам, а знакомы с ними лично.

3 этап - Военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни!» для учащихся 9х-11х классов.

Цели и задачи.

  1. Улучшение работы по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков.
  2. Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях.
  3. Проверка уровня знаний, навыков по основам безопасности жизнедеятельности человека.
  4. Формировать гражданско-патриотические чувства, любовь к родине, гордость за Вооруженные силы России.
  5. Развитие инициативы и самостоятельности обучающихся на основе игровой деятельности.

Подготовительный этап.

  1. Выбор участников соревнований по классам.
  2. Изготовление эмблем команды, выбор формы.
  3. Участие классов в конкурсе стенгазет.
  4. Подготовка номера художественной самодеятельности для болельщиков.
  5. Отработка навыков сборки и разборки автомата на базе в/ч 13180.
  6. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки на базе школы.
  7. Отработка навыков обращения с противогазами и ОЗК.
  8. Физическая подготовка участников соревнований.
  9. Выбор судейской коллегии.

Программа проведения.

  1. Построение команд.
  2. Внос знамени. Гимн РФ.
  3. Сдача рапортов командирами отрядов.
  4. Выступление директора школы, выступление гостей праздника.
  5. Выход команд на стартовый этап.
  6. Большая эстафета: «Парни, это в ваших силах»

1 этап – оружейный,

2 этап – медицинский,

3 этап – «меткий стрелок»,

4 этап – «самый сильный» (подтягивание по нормативу 10 раз).

«Химическая атака»

«Сильный, смелый, быстрый»

– бег в противогазе,
– бег с отжиманием на дистанции
– оказание первой мед. помощи.

«Русские забавы» (перетягивание каната.

Конкурс болельщиков.

Подведение итогов, слово жюри.

Награждение грамотами и призами.

Такие игры воспитывают у ребят чувство локтя, дружбы, желание победить, не подвести товарищей. Готовя к дальнейшей службе в армии. Такие праздники заканчиваются спортивными соревнованиями по игровым видам спорта - волейбол, баскетбол.

Школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Наряду с образовательно-воспитательными задачами оно решает задачи и общественно полезного характера, способствует развитию у учащихся навыков общественно полезной работы. Школьное краеведение имеет определенную предметную направленность - историческую, географическую, литературную, творческую.

В нашей школе №29 г.Коломна есть 3 историко-краеведческих кружка, которые имеют разную тематическую направленность, но очень тесно связаны между собой. Ребята кружка «Эхо» изучают историю родного края, учащиеся другой группы занимаются литературным краеведением, а следопыты клуба «Поиск» ведут военно-патриотическую работу. Всем давно известно, что без прошлого, нет будущего. А жизнь и судьба каждого человека зависят от судьбы его Родины. Будущее Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его граждан - детей. Именно они наследуют нашу память, наши идеи. В наше сложное и нелегкое время мы должны развивать у детей память сердца, любовь к Родине. Нужно возвращаться к местам боев, к людям великого всенародного подвига, к памяти наших предков. В нашей школе много традиций, но об одной из них мне хочется рассказать.

35 лет назад в школе работает Музей 135 Краковской Краснознаменной стрелковой дивизии. И не случайно он имеет звание Народного Музея, потому что за все это время именно он является источником патриотического воспитания наших школьников. В его создании принимало участие не одно поколение наших учеников. В патриотическом клубе «Поиск» есть уже свои династии следопытов. Опыт работы в музее передается от поколения к поколению. Музей - это не только хранилище ценных документов, исторических материалов, но и центр всей воспитательной работы в школе. В актив следопытской группы входят учащиеся среднего и старшего звена. Ребята проводят большую поисковую работу, исследуя боевой путь 135 ККСД, ведут активную переписку с ветеранами ВОВ нашей дивизии и их родственниками, проводят встречи с людьми, которые стали защитниками нашего Отечества в широком смысле этого слова, участвуют в научных конференциях патриотических объединений.

Материалы школьного музея нашли применение и в учебной, и во внеклассной работе. УЧЕБНАЯ РАБОТА

Учебные экскурсии /вне музея/

МУЗЕИ

Пополнение фондов

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

  • Кружки, экскурсии, походы
  • Уроки «Мужества» в музее школы
  • Использование материалов музея
  • Туристические походы по местам боевой славы
  • Экскурсии в музей
  • Самостоятельное изучение архивных документов, представленных в экспозиции музея
  • Встречи, читательские конференции вне музея
  • Вечера, сборы, собрания, встречи с интересными людьми на базе музея.

Это всего лишь хроника одного дня, проведенного в нашей школе. Праздники проходят, но зернышко добра, ответственности, гордости за свой народ, за свою школу растет в душе каждого маленького гражданина. А это дорого стоит.