Воспитание физического и духовного здоровья школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Здоровье детей - забота школы

Как известно, физическое развитие человека в значительной степени зависит от наследственности. Жизнь, однако, требует от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та, которая сформировалась в процессе естественного развития. Здесь необходимо заметить, что условия, в которых он живет, от того, чем он занимается, с кем общается, с кого берет пример, так же крайне важны. Формировать у детей двигательные умения и навыки, воспитывать физические качества. Научить использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту – цель физического воспитания в школах.

В условиях современного реформирования общества сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья школьника. Причиной этого является снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экономическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Неблагоприятная экологическая обстановка. низкий социально-экономический уровень многих семей привели к снижению. защитно-приспособительных возможностей детского организма. Родители обеспокоены состоянием здоровья детей, отчасти связывая его не только с вышеперечисленными причинами, но и с физическим воспитанием в школе. Неудовлетворенность состоянием физического воспитания отмечается всеми, кто включен в этот процесс или имеет к нему отношение, в том числе и сами учителя физической культуры.

Анализируя результаты диспансеризации школьников, представленные врачами городской детской поликлиники г. Невинномысска, можно отметить, что только 36,4% из них являются здоровыми, 65% дошкольников имеют нормальное физическое развитие, 35% - имеют физические отклонения, в том числе 13% - дефицит массы тела. Первое место в структуре выявленной врачами патологии занимают хирургические заболевания, на втором месте - педиатрическая патология ( заболевая сердечно-сосудистой системы, почек, желудочно-кишечного тракта). В процессе обучения число здоровых детей уменьшается. К концу 1 класса остается 32,9% здоровых детей, а в 5 классе их уже 31%, в 9 кл. - 30%. На первом месте во всех возрастных группах – хирургическая патология, но заметно меняется ее структура. Так, если, среди поступающих в школу превалирует плоскостопие, то к концу 1 класса на первое место выходит нарушение осанки, отмечается рост такого серьезного заболевания, как сколиоз. Причинами этого являются: использование в школах или дома мебели не соответствующей росту ребенка, нерегулярное пересаживание учеников с одного ряда на другой в процессе учебы, спаренные уроки физкультуры, когда ребенок получает неравномерную нагрузку в течение недели и, наконец, длительное пребывание детей у телевизорах, в игротеках, за компьютером. И такое состояние детей наблюдается не только в нашем городе, но крае, области, регионе и в России в целом. Сегодня каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. Особенно удручает тот факт, что нация теряет интеллект – у 31,5 % подростков отмечаются психические расстройства, у 33% - умственная отсталость и психопатия. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение и на сегодняшний день в образовательной школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения. В связи с этим министерством образования РФ приняты конкретные меры:

  • введен в план аттестации учащихся экзамен по физической культуре ( по выбору) в 9 и 11 кл.;
  • изучение физической культуры предоставляет учащимся возможность освоить комплекс систематизированных знаний по истории физической культуре и спорту в нашей стране, их роли и значений в подготовке к трудовой и военной деятельности, организации здорового образа жизни, приобрести навыки самостоятельных двигательных действий и развития физических качеств. В целях пропаганды и укрепления знаний в области физического воспитания проводятся школьные, городские, краевые и областные, республиканские олимпиады по физической культуре, которые представляют собой конкурсные испытания учащихся, состоящих из двух заданий: практического (выполнение упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре) и теоретико-методического задания.

С целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащейся молодежи в России, приобщение их к физической культуре, как составному элементу общенациональной культуры проводятся в рамках Указа президента РФ за № 823 спортивно оздоровительные соревнования школьников России “ Президентские состязания”, охватывающие учащихся с 1 по 11 класс. Основными задачами проведения состязаний являются: определение и контроль, за уровнем физической подготовленности школьников, создание условий для объективной самооценки и самосовершенствованию, создание единой системы мониторинга физического развития учащихся страны. Эти контрольные нормативы дают реальную оценку физической подготовленности учащихся и стимул для совершенствования. В 2002 году в учебных планах введен третий урок физической культуры.

Создавшееся положение требует и других безотлагательных мер, поэтому заметно активизировали работу не только Министерства образования РФ, так и органов управления образованием субъектов РФ, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровье сберегающей среды и соответствующих педагогических технологий по формированию здорового образа жизни, в том числе усиления контроля за здоровьем и физического развития школьников.

По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является их физическое развитие и как никогда сейчас возрастает роль школьного учителя физической культуры. И хотя, образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценки степени качества обученности становится состояние здоровья школьников. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создание механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Что же такое школа со здоровьесберегающей средой?

Какие же факторы влияют на здоровье ученика? Проблему укрепления и сохранения здоровья детей в школьном возрасте можно решить при совместной работе медицинских работников школы, с учениками, учителями, родителями и общественностью. И одним из направлений этой работы является санитарно - просветительская работа, двигательная активность, рациональное питание, правильный режим дня и отсутствие вредных привычек.

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ “ Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Таким образом, совместными усилиями педагогического коллектива родительской общественности в школе должно создаваться все для создания комфортных, адаптированных, адекватных условий для развития школьников.

Анализировать работу педагогического коллектива в сфере охраны и укрепления здоровья учащихся, реализации здорового образа жизни, необходимо по следующим блокам:

  • Оценка гигиенических требований к помещению для учебных занятий;
  • Оценка качества питания школьников;
  • Оценка физической активности школьников в период их пребывания в школе и неурочное время;
  • Оценка показателей здоровьесбережения при проведении урока;
  • Оценка психологического климата в школе;
  • Оценка экологического климата территории школы;
  • Оценка показателей заболеваемости школьника;
  • Оценка уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам ЗОЖ;
  • Оценка работы педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья. (Приложения 1-6)

Учебная работа по физической культуре является важнейшей частью в плане укрепления здоровья, - и поскольку здоровье – понятие комплексное, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию привычек здорового быта средствами и методами физической культуры.

Наша задача в преподавании – обеспечить освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку. Приоритетным направлением работы по физическому воспитанию школьников является формирование потребностей и привычек самостоятельно, регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться ЗОЖ.

В одной из лучших школ Японии на самом видном месте написано:

“Оставь все и займись воспитанием” - следуя этому кредо, Япония сумела затем, совершить невероятный скачек в развитии экономики. Воспитание подрастающего поколения, формирование его физических и духовных качеств физическая культура призвана занимать ведущее место. На примере успевающих стран можно было не раз убедиться, что уровень развития физической культуры – это зеркальное отражение благосостояния государства. Физическая культура в школе призвана способствовать решению острейшей на сегодняшний день проблеме – формированию здорового образа жизни.

Поэтому, хотелось бы согласиться с мнением своих коллег и коллег ведущих школ края по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе, что в штат каждой школы необходимо включить должность руководителя физической культуры на правах заместителя директора.

Я полагаю, что вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов окажет самое плодотворное влияние на их здоровье.

К.Э. Циолковский писал: “Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за свое будущее, за господство разума и блага во вселенной…”

А я, со своей стороны продолжу: “…воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым”. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

Примерная структурная схема программы “Здоровье” МОУ СОШ № 7 “От Здоровья учителя – к Здоровью Ученика”