Урок русского языка в 3-м классе. Урок-исследование "Почувствуй вкус слова, доброта"

Разделы: Начальная школа


1

Цели: повторить знания о имени существительном, как части речи; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.

I. Организационный момент

II. Постановка темы и цели урока.

У. Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть ее исследователями?

Тема нашего исследования – слово. Но слово не простое, а очень важное. (на доску прикрепляется карточка)

ДОБРОТА

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро,
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово сотворит тебе добро.

III. Исследование по различным разделам языка.

1. Итак, проникаем в тайну слова. (крепится табличка)

ЛЕКСИКА

У. Что изучает лексика?

Д. Лексика изучает словарный состав языка

У. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку. Давайте, запишем слово “доброта” звуками. (работа в тетрадях, один учащийся работает у доски)

[дабрата]

У. Помимо внешней формы, слово должно иметь внутренне содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.

Откройте свои тетрадочки (специальные тетради, в которые дети записывают новое слово и его лексическое значение).

- Что же означает слово доброта?

Д. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

У. А вот в словаре С.И. Ожеова (показать) есть слово “добрый”, образованно от слова “доброта”. Я вам сейчас зачитаю (зачитывается несколько значений слова “добрый”)

Какой можно сделать вывод?

Д. Это слово имеет несколько значений, значит оно многозначное.

У. Напомните мне, что такое синонимы и антонимы. (ответы детей)

У. Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске. (работа в тетрадях)

  • Добрый человек – (добродушный, добросердечный; злой)
  • Добрые дела – (полезные; скверные)
  • Добрая память – (светлая; дурная, плохая)

2

2. Следующий раздел науки о языке, куда мы с вами отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово – это словообразование.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

У. Что такое словообразование?

Д. Это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

У. Из чего могут состоять слова?

Д. Из корня, приставки, суффикса и окончания.

У. Может ли слово не иметь суффикса?

Д. Да.

У. А окончания?

Д.Да.

У. А может ли слова быть без приставки?

Д. Да

У. А без чего слово не может быть?

Д. Слово не может быть без корня.

У. Разберите слово “доброта” по составу. (работа в тетрадях, один ученик выполняет у доски)

У. Давайте подберем к слову “доброта” однокоренные слова. (самостоятельная работа, с коллективной проверкой)

Д. Добряк, добрячок, добренький, добро, добреть.

У. Определите, какой частью речи является каждое слово.

3. Мы отправляемся дальше.

На доску прикрепляется карточка

ФОНЕТИКА

У. Что исследует раздел о языке, который называется фонетикой?

Д. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, ударение, слоги.

У. Выполним фонетический разбор слова “доброта” (коллективная работа).

4. А теперь давайте посмотрим на это слово с точки зрения орфографии.

ОРФОГРАФИЯ

У. Что изучает этот раздел науки о языке?

Д. Орфография изучает правила написания слов.

У. Какие орфограммы в этом слове?

Д. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

У. Запишите слово, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова. (самостоятельная работа с коллективной проверкой)

Доброта – добрый, добренький, добр; добро.

5. Следующий раздел:

МОРФОЛОГИЯ

3

У. Что исследует раздел морфология?

Д. Морфология – Это раздел грамматики, изучающие грамматические свойства слова.

У. Расскажите все об этом слове.

Д. Имя существительное, отвечает на вопрос что?, неодушевленное, нарицательное, ж.р., в ед.ч.

6. На доску прикрепляется карточка:

Синтаксис

У. Что рассматривает синтаксис?

Д. Это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействуют с другими словами в предложении.

Разбор предложения:

Доброго человека дела славят

7. Творческая работа.

У. Ребята, вам сейчас предстоит написать мини-сочинение (5-7 предложений).

Вот перед вами несколько тем: “ Доброта лучше красоты”, “С добрым жить хорошо”, “Доброе слово - это доброе дело”, “ На свете не без добрых людей”.

После выполнения творческой работы, предложить детям зачитать свои мини-сочинения (по желанию учащихся).

IV. Итог урока.

У. Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения

Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?

Д.Орфография, синтаксис, морфология, фонетика, словообразование, лексика

У. Чему мы учились?

Д. Мы учились разбирать слово с разных позиций.

- Исследовали слова “доброта”.

- Мы писали мини-сочинение.

- Учились быть добрыми.

- Учились доброте и т.д.