Технологическая карта «Модуль "Практика работы на компьютере"»

Разделы: Начальная школа


Сейчас много говорят, пишут о применении ИК технологии в современном образовании, в том числе, начальном. Внедрение ИКТ в образовательную практику учебного заведения происходит разными путями, которые выбираются согласно возможностям этого учебного заведения (иногда и вопреки). И чаще всего, как показывает опыт, “главным действующим лицом” являются учителя информатики или математики. А что же учителя начальной школы?.. Мы иногда сетуем, мол, ребенок теперь не тот, не хочет учиться. Да, время другое, быстротечное. Но и мы должны быть другими, в том числе, и учителя стажисты, с их огромным опытом. Кто как не учитель начальной школы, формирующий базовые знания, должен иметь современный инструментарий!

Большинство младших школьников общаются с компьютером на уровне игры, где нужна, порой, только реакция. Напрашивается простой вывод: то, что интересно детям, должно стать одним из средств обучения.

“Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения”.

Анализ целей и задач начальной школы в разном предметном содержании (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика) предполагает возможность реализации ряда задач одного учебного предмета через другой, повышая при этом учебную мотивацию младшего школьника и его познавательный интерес. Целью моей работы является формирование навыков ИКТ младшего школьника посредством решения частно практических задач через предметное содержание.

Результатом работы стала разработка Технологической карты “Модуль “Практика работы на компьютере”

Хочу предложить познакомиться с двухгодичным опытом моей работы в этом направлении.

Задачи модуля:

  • Формировать у ученика новую грамотность (лингвистические, коммуникативные навыки, умение работать с определенными материалами, орудиями умственного труда, способность выполнять операции и процедуры (внутренних и внешних технологий);
  • Заложить базу последующих этапов и сфер обучения;

Возможности Модуля:

  • Выполнение требований СанПиН;
  • Интеграция предметных областей;
  • Подвижность и вариативность;
  • Использование в любой образовательной системе;
  • Мотивированность учащихся;
  • Открытость и доступность для учащихся при работе с картой;
  • Планирование индивидуальной работы учащихся;
  • Осуществление контроля над усвоением ученого материала;
  • Формирование умений работы с ПК;
  • Освоение учащимися начальных навыков проектной деятельности;
  • Детское творчество;
  • Творчество взрослого.

Этапы работы учителя над составлением Технологической карты.

  1. Знакомство с нормативной базой (стандарты, программы по предметам, СанПиНы, Методические письма);
  2. Календарно тематическое планирование по учебным дисциплинам;
  3. Соотнесение требований к формированию специальных (ИК)умений и навыков младшего школьника с содержанием учебных предметов;
  4. Выбор учебных заданий из разных предметных областей, которые станут средством обучения для формирования у учащихся навыков работы на компьютере;
  5. Обозначение в предметном календарно тематическом планировании места и времени для использования ИКТ;
  6. Разработка Технологической карты для учителя;
  7. Разработка Технологической карты для ученика;
  8. Подготовка Дидактического материала с использованием ИКТ.

Структура Технологической карты:

Карта составлена в виде таблицы, содержит блоки и предъявляется детям в начале учебного года:

  1. Программы (Word, Excel, Paint, Power Pont);
  2. Умения, навыки ИТ;
  3. Предмет;
  4. Тема;
  5. Задание, решаемые задачи;
  6. Дидактические материал (специальный, предметный);
  7. Сроки выполнения;
  8. Учебное пособие для учителя;
  9. Расчасовка.

Пояснение:

П.3,4,5,6, - право выбора ученика,

П.5 - представляет систему заданий.

Условия реализации Модуля.

  • Данный Модуль рассчитан на 1-2 года (3-4, 3 или 4 классы).
  • Такие занятия проводятся за счет часов школьного компонента, или резервных уроков по предмету, а также за счет факультативной работы по предмету.
  • Занятия проводятся при наличии компьютера.
  • Форма работы для ученика – групповая или индивидуальная, для учителя – консультирование.

Презентация