Урок русского языка в 4-м классе по теме: " Суффикс -л- в глаголах прощедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок получения новых знаний.

ТДЦ:

воспитательный аспект:

– продолжить работу по формированию положительного отношения к процессу обучения;
– воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группах;

образовательный аспект:

– обеспечить усвоение материала на базовом уровне;
– закрепить приёмы работы со словом, текстом;
– формировать языковые грамматические, правописные умения и навыки;

развивающий аспект:

– продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами;
– совершенствовать приёмы работы по запоминанию ряда слов;
– развивать и совершенствовать грамматический строй речи,

Связную устную и письменную речь, зрительную и слуховую память, воображение, логическое мышление, коммуникативные умения.

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

Формы обучения

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе.

(1 мин)

Доброжелательно здоровается. Приветствуют учителя.

Записывают дату и вид работы.

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– перцептивные:

-самоуправления.

Индивидуальная
Подготовка к основному этапу занятий. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

(3 мин)

-Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю!

Вот он. (На доске появляется рисунок Глагола)

Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

– Он что-то спрятал под шляпой.

– Хотите узнать, что?

Дети отгадывают, что о себе мог так рассказать глагол.  

Мотивации и стимулирования:

– опора на красочные наглядные представления;

– привлечение эмоционального состояния детей.

 
Словарная работа.

(6 мин)

Сначала отгадайте загадки глагола.

1. Летает, ворует всё блестящее, каркает. ВОРОНА

2. Шипит, ползает, извивается. ЗМЕЯ

3.Валяется в грязи, чавкает, хрюкает. СВИНЬЯ

4.Будит на заре, важничает, кукарекает. ПЕТУХ

5.Мычит, бодается, дает молоко. КОРОВА

Запомните слова ,используя приём запоминания.

Запишите по памяти.

( Незаметно прикрепляются 4 слова КУШАТЬ, ДЕЛАТЬ, ГУЛЯТЬ, ИГРАТЬ.)

– Что-то изменилось?

– Назовите слова, которых не было. (Прикрепляются отдельно)

– Это слова какой части речи?

– Что вы о ней знаете?

– Хотите знать ещё больше о глаголе? Тогда в путь!

1. Дети отгадывают слова.

2.Слова с пропущенными буквами появляются на доске, один ученик вставляет их, объясняя написание.

3. Записывают слова по памяти.

Познавательные:

– опора на личный опыт.

Логические:

– выполнение мыслительных операций.

Частично-поисковые.

 

 
Усвоение новых знаний и способов действий. – Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.

Вчера после школы я кушать и делать уроки.

Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.

– Правильно ли написал Дениска?

– Давайте поможем ему исправить текст.

НА ДОСКЕ:

КУШАТЬ – кушал – Выделим корень и суффикс.

ДЕЛАТЬ – делал

ГУЛЯТЬ – гулял

ИГРАТЬ – играл

– В какое время вы поставили глаголы?

– Что появилось у глаголов прошедшего времени?

– С помощью чего образуется форма прошедшего времени?

– Кто может обобщить наши наблюдения?

Записывают пары в тетрадь. Проблемный.

Частично-поисковый.

Наглядный.

Словесный.

 
Первичная проверка понимания.

(6 мин)

Физкультминутка.

(1 мин)

– Вы готовы применять свои знания на практике?

– Откройте учебник на с. 97 упр. № 354

– Найдите лишний глагол. Будем записывать его, выделяя суффикс.

Игра “Глагольный футбол”.

Если услышите глагол, хлопните в ладоши.

Не заметил глагол – значит пропустил гол!

ВЫТИРАЕТ, ПОДМЕТАЕТ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК,
ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, ШАТЁР, КОВЁР, УТЁР,
КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ.

Выделяют лишнее слово и выделяют суффикс.

Выполняют движения.

Перцептивный  
Постановка проблемы. – Есть ли ещё дополнительные признаки у глаголов прошедшего времени?

На доске:

Фонарь светил

Лампа светил

Солнце светил

Огоньки светил

– Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает?

– Давайте допишем их. Какой вывод можно сделать?

(Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед. ч по родам)

– Давайте сопоставим наши выводы с выводами авторов учебника. с . 98

Выясняют, что не хватает окончаний и дописывают их.

Делают выводы.

Проблемный.

Частично-поисковый.

 
Обобщение и систематизация знаний. А сейчас ещё одна загадка – текст.

– Работаем в группах!

НАЙДИТЕ ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ, ВЫДЕЛИТЕ СУФФИКС, ОПРЕДЕЛИТЕ ЧИСЛО И РОД, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО.

Прадедушка шкафа – ……………………… .

С древних времён человек хранил в нём верхнюю одежду, бельё, посуду, драгоценности. Он являлся бессменной частью обстановки и говорил о богатстве хозяина.

Самыми дорогими были дубовые. Их обивали узкими полосками жести, украшали чудесной резьбой. Его закрывали на массивный съёмный замок.

В старину вы не нашли бы дома без этого предмета, позже его заменил шкаф.

 

Работают в группах.

Самоуправления, взаимоконтроля и коррекции.  
Подведение итогов занятия. – Что вы нового узнали на уроке?

– Со всеми ли задачами справились, которые ставили себе на урок?

– Что же спрятал глагол от нас?

– Я очень довольна вашими ответами!

Дают оценку своей работе.    
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. – Подумайте, чем мог бы быть суффикс прошедшего времени в образе глагола, нарисуйте.

И упр. №

Записывают его. Организация самоуправления.