Интегрированный урок (география + информатика): "Особо охраняемые территории родного края. Кавказский биосферный заповедник"

Разделы: География, Информатика


Учебно-воспитательные цели:

1. Дать определение понятиям: заповедник, особо охраняемые территории, национальные парки, заказники, природные парки, памятники природы.
2. Формирование представлений о единстве мира, о том, что «Особо охраняемые природные территорий» - достояние всего человечества.
3. Развивать творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей. С помощью слайдов и рассказов детей создать образ природы «Кавказского заповедника»
4. Формировать умения и навыки использования различных программных продуктов для поиска информаций; звука и видео информаций из внешних источников, сканирование.
5. Повысить интерес к изучению географии с использованием новых технологий, воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: физическая карта России, карта природоохранные территорий в Адыгее, карта-схема «Кавказского биосферного заповедника», слайды к уроку.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

(На доске записаны вопросы)

– Надо ли охранять природу?

– Зачем?

– Каким образом?

– От кого и для кого?

Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий (ООПТ).

(Далее – рассказ учителя об ООПТ России.)

Определение терминов – ООПТ, заповедник, природные парки, национальные парки, заказники – записать в рабочую тетрадь. Во время рассказа учитель информатики демонстрирует иллюстрационный материал.

2. Заочное путешествие по заповеднику.

– Ребята, мы сегодня приглашаем вас, отправится в « Кавказский Биосферный заповедник», расположенный в нашей местности (на доске план-схема заповедника). Во время путешествий нам помогут ребята: они выступят в роли эколога, историка, ботаника, гидролога, зоолога. (Учащиеся заранее получили опережающее задание.)

Экскурсовод-эколог. На территории Адыгеи располагаются: Адыгейский

филиал Кавказского биосферного заповедника, эколого-туристическая территория «Фишт», природный парк «Большой Тхач», заказники различного профиля. В настоящее время особо охраняемые природные территорий занимают почти треть (30%) площади республики – это лучший показатель в России.

КГБЗ – один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа. Учрежден декретом Совнаркома РСФСР 12 мая 1924 года. В декрете говорилось:

«В целях сохранения для научно- исследовательских задач в неприкосновенном виде в горах Западного Кавказа горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями, учреждается государственный Кавказский зубровый заповедник….».

19 февраля 1979 года Кавказский заповедник получил мандат ЮНЕСКО и стал называться биосферным.

С 1999 года КГБЗ включен в список Всемирного природного наследия Кавказский заповедник- это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Общая площадь заповедника составляет 281,6 тысяч га, охватывает северный и южный склоны западной части Большого Кавказа, характеризуется отметками 260-3360 м. над уровнем моря. Заповедник расположен на территорий трех субъектов Российской Федерации - Республики Адыгея, Краснодарского края, Карачаево-Черкесской республики.

Высокая степень биоразнообразия заповедника обусловлена географическим местоположением, орографическими и климатическими факторами.

Климатолог. Климат заповедника разнообразен, от влажного субтропического до сурового высокогорного, что обусловлено близостью теплого Черного моря и наличием Главного хребта. В одно и то же время в одних уголках этого заповедного царства господствует вечная зима, в других весна, в-третьих – знойное лето (рассказы детей сопровождаются показом слайдов).

Эколог. В заповеднике представлены разнообразные горные ландшафты. Склоны гор на высоте 600–2200 м покрыты девственными лесами (62% территорий), в составе которых преобладают реликтовые породы – пихта кавказская, бук восточный, ель восточная, каштан съедобный, различные виды дуба, в подлеске – заросли рододендрона понтийского, азалии, лавровишни и другие. На высоте 1800–2800 м леса обрамлены березовым и буковым криволесьем. Выше расположены субальпийские и альпийские луга (21%).Цветущие ковры альпийской растительности с преобладанием злаков чередуются с массивами зарослей кавказского рододендрона.

Гидролог. В снежно-скальных и горно-ледниковых образованиях берут начало реки Пшеха, Курджипс, Белая, Малая Лаба, Мзымта, Шахе.

  • горных озера расположены на высотах, от 1450 до 2980 м различны по происхождению: ледниково-карстовые, карстово-тектонические, обвально-запрудные, морено-запрудные, и другие. Скалистые хребты высокогорий покрыты ледниками, 90% которых расположены на северном склоне. Это самые западные ледники Большого Кавказа и одни из низких в Европе. Ледник Воробьева, самый низкий на Кавказе, начинается от высоты 1710 м – в зоне кленового и букового криволесья. В заповеднике насчитывается 63 ледника с общей площадью оледененья 18,7 кв. км, разведано около 200 карстовых полостей- пещер, колодцев, шахт, среди которых несколько крупнейших в России, в том числе пещера «Турист» (район горы Фишт), протяженностью около 15 км. В выходах горных пород представлены морские отложения неогена и палеогена, известняки и песчаники мелового и юрского периодов, кристаллические сланцы и мрамор, галечные конгломераты, граниты и гнейсы палеозоя.

Ботаник. В заповеднике можно встретить растения многих природных зон, от теплолюбивых до растений тундры. Флора насчитывает около 3000 видов, из них 165 видов древесных и кустарниковых растений: 142 вида листопадных, 16 вечнозелёных лиственных, 7 – хвойных. Гордость лесов Кавказа – могучие пихты. Особую ценность представляют сохранившиеся здесь с доледникового периода реликтовые растения: тис, самшит, понтийский рододендрон, лавровишня, падуб, колхидский плющ, и акклиматизированный женьшень. В лесах заповедника много плодовых, ягодных, орехоплодных, лекарственных, красильных, и кормовых растений.

Зоолог. Богат и животный мир заповедника. Фауна включает 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, лесной кавказский кот, лесная и каменная куницы, и др. Гордость заповедника – могучие зубры. В орнитофауне представлен 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут, и другие. Зарегистрировано 10 видов земноводных – кавказская крестовка, малоазиатский, гребенчатый и обыкновенный тритоны, квакша Шелковникова и др., эндемиков 66%, 19 видов рептилий – гадюка Динника, кавказская гадюка, эскулапов, оливковый, желтобрюхий полозы, и др. эндемиков – более 30%. В ихтиофауне -18 видов, наиболее распространена в реках ручьевая форель. В заповеднике насчитывается около 100 видов грибов, обитает 4–5 тысяч насекомых и других беспозвоночных. В Красную книгу России и региональные Красные книги занесено более 300 видов, в том числе: грибов-20, растений - более 120, насекомых – 113 позвоночных животных- 60. В международную Красную книгу занесено 3 вида обитателей заповедника.

Учитель географии. Кавказский биосферный заповедник имеет выдающееся общечеловеческое значение для развития науки, охраны природы, включающий местообитание редких, эндемичных, и реликтовых видов растений и животных, обладающий огромной видовой насыщенностью генофонда (6,4 тыс. видов).

В заповеднике проводится большая научная работа по изучению природного комплекса Северо-Западного Кавказа. Здесь находится пункт всемирной сети слежения (мониторинга) за изменениями в биосфере

3. Заключительная часть урока.

Учитель географии: – «Ребята, мы с вами живем в одном из наиболее сохранившихся и уникальных уголков России. Отрадно отметить абсолютную ценность и уникальность ещё тем, что 14% площади Адыгеи была подтверждена включением этой территории в Список Всемирного Природного Наследия в декабре 1999 года».

– Сегодня мы много узнали об ООПТ, о КБЗ. И сейчас уже сможем ответить на вопросы, поставленные в начале урока

(Ученики отвечают на вопросы, делают выводы).

Учитель информатики (презентация слайдов).

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний,

Добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Вадим Шеффер.

  • Подведение итогов урока.

Учитель благодарит класс за активную работу на уроке и предлагает учащимся оценить урок.

Оценка урока

Мне все понравилось_______

Мне ничего не понятно_______

Мне было интересно_______

Мне было скучно________

Мне было легко________

На экране высвечивается смысловая картинка теста.

Приложение