Урок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление пройденного.

Цели урока:

Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных.

Развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

Воспитывающие: воспитывать интерес к родному русскому языку, познавательную активность учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал – снежинки с гласными буквами; листы с текстовыми заданиями для коллективной работы; карточки-схемы для индивидуальной работы; учебник А.В.Полякова. Русский язык 3 класс; О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Словарные слова. 3 класс; веер гласных букв для коллективной работы.

Ход урока.

I. Организационное начало.

Вступительное слово учителя:

Ребята, за окном зима, а снега нет. Давайте наш урок по теме “Сложные слова” посвятим “Зимушке-зиме”, которая подарит нам много радостных снежных дней.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание: оузоуиоумоуа

Учитель: Расшифруйте слово. Составьте родственное гнездо, выделите корень.

Дети: зима, зимушка, зимний, зимовка, зимовать, озимые.

2. Разобрать по составу одно из слов:

ЗИМА, ЗИМУШКА, ОЗИМЫЕ.

Методический комментарий: учащиеся выбирают слово по желанию, чем обеспечивается работа слабых, средних и сильных.

3. Повторяем теоретические сведения о сложных словах, их строении, правописании.

– Дайте определение корня.

– Что называется приставкой?

– Чем отличается суффикс от приставки?

– Дайте определение окончания.

4. Учитель: Сегодня мы изучаем новое словарное слово – метель.

а) лексическое значение (учащиеся читают в сборнике О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой “Словарные слова”. 3-й класс);

б) проговариваем (работает слуховая память);

в) записываем тремя цветными ручками в тетрадь (работает зрительная и моторная память);

г) продолжаем запись словарных слов по теме “Зима”:

Дети: метель, мороз, коньки, иней, декабрь, пальто, салазки хоккей.

Учитель: Какое из словарных слов лишнее?

Дети: Хоккей – слово с удвоенной согласной.

Учитель: Устно назовите словарные слова с удвоенной согласной.

Дети: аппетит, аллея, комиссия, суббота, бассейн, коллектив, пассажир и т.д.

Методический комментарий: Подбор слов с удвоенной согласной отражает момент закрепления правописания слов с данной орфограммой, которая относится к наиболее сложным темам.

– Как переносить слова с удвоенной согласной?

5. Фонетическая разминка.

а) Запишите транскрипцию слова метель.

б) Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

в) Назовите буквы, которые могут иметь 2 звука.

г) Назовите буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки.

д) Назовите буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки.

III. Определение темы и задач урока.

Методический комментарий: На основе анализа дидактического материала, представленного на доске учащиеся сами формулируют тему урока “Сложные слова” и определяют задачи урока: учиться образовывать сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительных гласных, путем сложения двух основ.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и определите тему урока, задачи, которые мы будем решать на этом уроке.

Дети: Тема урока “Сложные слова”. Мы будем продолжать учиться образовывать сложные слова разными способами.

Учитель: Для работы нам будут необходимы веер с гласными буквами и карточки для индивидуальной работы.

1. Запись на доске:

САМОЛЕТ, ПЕШЕХОД, БЕЛГОРОД.

Учитель: Ребята, прочитайте слова, которые записаны на доске.

а) Расскажите правило о сложных словах.

б) Что общего в этих словах?

в) Чем они отличаются? (способом образования).

г) Как образовано первое слово?

д) Как образовано второе слово?

е) Как образовано третье слово?

2. Учитель: В царстве природы есть свои сложные слова.(Грамматическое задание выполняется на карточках для индивидуальной работы).

ГОРИСТ-СТ+ХВЕ+ОСТКА-Е=ГОРИХВОСТКА

МУХИБ-ИБ+ОЛО+ВКАР-Р=МУХОЛОВКА

IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа на листах с текстовыми заданиями для коллективной работы.

а) Образуйте сложные слова:

пыль сосать –
лед колоть –
рыба ловить –
сам варит –
пар ходит –
буря ломать –

б) Покажите веером соединительную гласную в сложных словах.

в) Придумайте свои сложные слова.

Учитель: Ребята, давайте своей активной работой разбудим “Зимушку-зиму” и позовем её.

2. Грамматическое конструирование:

Составьте предложение со словом зима.

а) Простое, вопросительное, нераспространенное предложение, в котором слово зима является подлежащим.

Дети: Пришла зима?

б) Простое, повествовательное, распространенное предложение, в котором слово зима является второстепенным членом.

Дети: Я очень люблю белоснежную зиму.

3. Синтаксический разбор предложения и словосочетания.

а) Разберите это предложение по членам предложения.

б) Назовите части речи.

в) Какие части речи не могут быть членами предложения?

г) Какие словосочетания можно выделить из данного предложения?

4. Разбор по составу:

Учитель: Ребята, найдите слово в предложении, которое соответствует нашей теме урока и разберите его по составу.

Дети:

V. Физкультминутка:

Как же долго мы сидели,
Наши руки занемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.

VI. Закрепление изученного.

Учитель:

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Вот видите, снежинки проснулись и предлагают нам поиграть.

1. Орфографический разбор.

Снежинка “русская” предлагает следующую игру. Найдите снежинку с нужной гласной и вставьте в слово.

(Работа на доске способствует организации подвижности на уроке).

зацв…тает

зап…кает

выпр…милась

про…вила

пос…нела

сл...пила

пом…л…дела

разл…вали

2. Снежинка “иностранка” предлагает нам свою игру:

“Игра “Переводчики”. (Работа на индивидуальных карточках).

Хливкие шорьки пырялись по наве.

– Разберите по членам предложения.

– Назовите части речи.

Методический комментарий: Эти задания обеспечивают психологический комфорт на уроке, т.к. выполнение разноуровневых заданий позволяет обеспечить работой всех учащихся.

3. Работа с деформированным текстом.

Учитель: Снежинки что-то напутали, придется нам с вами поработать (текст записан на доске).

Уже прешла зема.

Ночю был силный снегапад.

На крыше весели лидяные сасулки.

Найдите орфографические и речевые ошибки и верно запишите в тетрадь. (Проводится взаимная проверка).

4. Игра “Какое слово моложе?”

ТЕЛЕГА, СНЕГОХОД, САНКИ, САЛАЗКИ.

Дети: Самое молодое слово снегоход, это сложное слово, образованное сложением двух основ при помощи соединительной гласной о.

Самое старое слово – телега.

Методический комментарий: Это упражнение на развитие лексических умений учащихся, подводящее к освоению понятия “устаревшие слова”.

5. Устная коллективная работа.

Придумайте слово по данной схеме.

VII. Упражнение на развитие чувства языка. Творческое задание.

(Работа на индивидуальных карточках).

– Подберите рифму.

В свежем воздухе сверкает

Первый чистенький ____________ ,

И румянит детям ___________

Легкий зимний ___________.

(Коллективная проверка).

VIII. Итог урока:

– Какие темы повторили на уроке?

– Что узнали нового?

– Над чем еще нужно поработать?

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке. Мы надеемся, что окончательно разбудили “Зимушку-зиму” и теперь ждем снега и хорошего зимнего настроения.

IX. Домашнее задание.

Письмо по памяти стихотворения, которое было в творческом задании.

В свежем воздухе сверкает
Первый чистенький снежок,
И румянит детям щёки
Легкий зимний ветерок.