Урок по математике в 4-м классе на тему: "Секрет успеха"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Закрепление пройденного.

Цели:

а) обучающие: повторить действия с многозначными, дробными и именованными числами, решать уравнения разной степени сложности, задачи разными способами.
б) развивающие: совершенствовать навыки связной речи при комментировании решения задач и уравнений, развивать логическое мышление, формировать познавательную активность учащихся.
в) воспитывающие: формирование культуры учебного труда, развитие навыков самостоятельности в работе, интереса к предмету.

Оборудование: листы с текстовыми заданиями, карточки-задания на магнитной доске, учебник, рабочая тетрадь, малая наглядность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Дорогие ребята! Каждый из вас хочет многого добиться в жизни, хочет, чтобы во всех делах ему сопутствовала удача. Но как это сделать? Что для этого нужно знать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны расшифровать тему нашего урока.

III. Пятиминутка устного счета.

Учащиеся выполняют вычисления на заранее заготовленных листах, соотносят результаты с буквами и выстраивают слова, которые и являются темой урока.

с 5?275?2 е 8?80-8?60
р 360:9?11 у 668?5
п 125?372?8 а 390+1700+210
х 4% от 600 т 26/8 + 42/8
к 7-53/5

 

2750 160 12/5 440 160 7
с е к р е т

 

3340 2450 372000 160 24 2300
у с п е х а

Учитель: Да, чтобы чего-то добиться, нужно знать секрет успеха. А в чем он заключается? Нам предстоит сегодня узнать.

Методический комментарий: Открыв самостоятельно тему урока, ребята в ходе работы будут иметь возможность узнать слагаемые успеха.

На доске на закрытых листках прикреплены отдельные слова, раскрыв которые и сложив в определенном порядке, можно прочитать выражение, дающее ключ к пониманию секрета успеха. Ученик, правильно выполнивший задание у доски, имеет право открыть любой листок из представленных.

Дополнительные вопросы к устному счету:

1. Назовите свойства сложения и умножения, которые использовали для быстрого счета в шифровке.

2. Сколько всего сотен и единиц в числе 2450?

3. Верно ли утверждение, что угол 160°является развернутым?

4. Какой остаток получится при делении 3340 на 100?

5. Назовите число, 4/5 которого равно 160.

IV. Основная часть.

Методический комментарий: На данном этапе урока учащимся предлагается так называемый “пучок” задач на движение, которые решаются разными способами (по действиям, выражением и уравнением), а также учащиеся составляют задачи, обратные данной.

1. Решение задач на движение.

Методический комментарий: Первый блок работы предусматривает решение задачи у доски одним учеником по действиям. Одновременно классу предлагается решение этой же задачи выражением и составление к ней обратных (тоже выражением).

Задача №9 стр. 59 (Петерсон Л.Г. Математика 4 кл., 3 ч.)

Задача: Из Москвы и Ленинграда одновременно навстречу друг другу выехали 2 поезда – пассажирский и товарный. Через 3 часа расстояние между ними уменьшилось до 230 км. Какова скорость товарного поезда, если пассажирский поезд ехал со скоростью 80 км/ч, а расстояние от Москвы до Ленинграда 650 км?

После проверки самостоятельной работы на местах вызванные к доске учащиеся записывают решение данной задачи и обратных к ней:

(650-230):3-80

(60+80)*3+230

650 – (80+60)?3

В это же время один человек у доски самостоятельно решает задачу по карточке:

Задача. Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и легковой автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, скорость автобуса составляет 2/3 скорости автомобиля. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 450 км?

Методический комментарий: Второй блок работы предусматривает решение задачи на движение по заданной схеме:

Обходя класс и просматривая образцы решений, учитель вызывает к доске отдельных учащихся, которые записывают на доске образцы вариативных решений задачи.

640:х=70+90

(70+90)*х=640

70?х+90*х=640

2. Работа с именованными числами.

а) устные задания:

- Во сколько раз 1 ц меньше 1 т?

- Какую часть метра составляют 3 см?

- Сколько минут составляет 1/10 часть суток?

- Что больше: 2 га 5 а или 250 кв.м?

б) Письменные задания

Выполняются одновременно индивидуальная работа на доске и коллективная работа в тетрадях.

Индивидуальная работа:

3 га 19 кв. м – 46 а 8 кв. м

4 т 5 ц 8 кг + 38 ц 9 кг

Коллективная работа: перевести в более крупные единицы

Последующая проверка учитывает вариативность выполнения задания.

39782 см

39782 кг

39782 кв. дм

Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

Методический комментарий: На передней стене класса развешены формулы в порядке, который способствует круговому вращению глаз. По указке учителя отдельные учащиеся, не поворачивая головы, называют формулы.

a*b*c

a*4

a*b

b*c+r

A:t

a*n

a+b:2

(a+b)*2

a*a

3. Логические задания.

Продолжи ряд:

3, 2, 6, 6, 9, 18, 12, 54,…,…

16, 48, 17, 51, 18, 54,…,…

4. Решение задач геометрического содержания.

а) Устная работа:

- Чему равна сумма углов четырехугольника? Треугольника?

- Площадь квадрата 64 кв.см. Чему равна сторона этого квадрата?

- Сторону прямоугольника увеличили в 2 раза. Как изменится площадь этого прямоугольника?

б) Письменная работа. Решение задачи у доски с комментированием.

Задача: Периметр участка прямоугольной формы равен 90 м, одна из сторон больше другой на 3 м. Найдите площадь этого участка.

5. Решение уравнений.

Методический комментарий: Задание включает уравнения различной степени сложности с учетом пройденных разделов программы. Подход к выбору одного из трех уравнений, которое предстояло решить ученику у доски, осуществлялся дифференцированно: каждый ученик сам выбирал уравнение, которое ему по силам. Первое уравнение решалось учеником с комментированием. Класс тоже имел возможность выбрать уравнение и решить его.

а) Индивидуальная работа у доски:

(80:а+45):8=54:9

(х-23/11)+52/11=7

х/209=72

б) Коллективная работа на местах с последующей проверкой:

(260:а-8)*3=54

t/7-34=48:3

V. Подведение итогов:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали для того, чтобы понять, в чем же заключается секрет успеха.

На доске из слов выстраивается ключевое выражение, которое учащиеся собрали в результате выполненных заданий.

Помните: успех приходит только к тем, кто настойчив в достижении цели.

Учитель: Работайте над собой! Ставьте перед собой цели! Стремитесь к их достижению! И тогда все у вас будет хорошо.

VI. Домашнее задание.