Урок внеклассного чтения: "Книги А.П. Гайдара и о Гайдаре". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • Познакомить с книгами писателя и о писателе, с его автобиографией.
  • Заинтересовать учащихся чтением произведений А.П. Гайдара и о Гайдаре.
  • Формировать умение работать с книгой, обогащать читательский опыт, расширять круг чтения и словарный запас учащихся.
  • Продолжать работу над нравственным воспитанием учащихся.

Оформление:

  • Выставка книг “Гайдар – боец и гражданин”.
  • Фотографии, иллюстрации.
  • Кроссворд.
  • Литературное лото.
  • Словарная работа.

Ход урока

I. Организация класса.

Цель: настроить детей на работу.

- Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.

II. Интеллектуальная разминка.

Цель: помочь детям составить кроссворд, развивать память и внимание.

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по чтению. Слушаем внимательно, думаем!

  1. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги (Подзаголовок)
  2. Краткое содержание произведения (Аннотация)
  3. Главная мысль произведения (Идея)
  4. Вымышленное имя писателя (Псевдоним)
  5. Элемент книги (Обложка)
  6. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения (Предисловие)

- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, а теперь напрягите свое зрение и внимание, и вы сами скажете, кому и чему посвящен наш урок внеклассного чтения. Открываю доску.

III. Сообщение темы урока.

- Да, ребята, сегодняшний урок мы посвящаем бойцу и гражданину – А.П. Гайдару и его произведениям.

IV. Беседа об А.П. Гайдаре, сопровождающаяся показом фотографий.

Цель: расширять кругозор детей, привлечь внимание к писателю.

Фотографии

ОТЕЦ

МАТЬ

Дом в Арзамасе

Портрет 1941 г.

Удостоверение корреспондента

Перезахоронение в Каневе

  1. В каком году родился писатель?
  2. Кем были его родители?
  3. Что узнали о его детстве? Откуда?
  4. В какое время жил А. Голиков?
  5. Что такое гражданская война?

- Когда воевали граждане одной страны. Одни из них хотели богачей, а другие защищали интересы рабочих и крестьян.

- А. Голиков сражался на многих фронтах гражданской войны, в 16 лет он командовал полком солдат и лишь тяжелое ранение, вынудило его уйти из рядов армии. Вскоре он взялся за литературную работу и стал подписываться: Гайдар.

- Так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.

- С тех пор А.П. Гайдар писал книги до начала Великой Отечественной войны. В первые же дни войны он едет на фронт специальным корреспондентом “Комсомольской правды”. Портрет и удостоверение.

6. Как погиб А.П. Гайдар?

- После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на высоком берегу Днепра. Фотография перезахоронения.

- Вот и вышло совсем так, как в героической сказке из “Военной тайны!”: “Мальчиша – Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки”.

Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики - привет Мальчишу!
Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

- А кто из вас знает, кто такие пионеры?

- Да, ребята, были такие девчонки и мальчишки нашей страны, которые носили красные галстуки и называли себя пионерами. Красный галстук – это частица красного знамени, под которым воевала Красная Армия. Вот, посмотрите на картину М Грекова “Знаменщик и трубач”. Они зовут бойцов Красной Армии под красное знамя на борьбу с врагами трудового народа.

V. Работа с выставкой книг.

Цель: привлечь внимание учащихся к разным произведениям А. Гайдара, не прочитанных ими.

- Обратите внимание, ребята, на выставку книг, которая называется “Гайдар – боец и гражданин”.

- Ну, слово боец, я думаю, вам всем понятно. А как понимаете слово гражданин? (Объяснение в “Школьном толковом словаре” Е.В Скорлуповской.)

Гражданин – человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий Родине, народу (синоним - патриот).

- Здесь на выставке размещены книги, которые вы принесли к уроку. Назовите их.

- Его произведения, а также документальные и художественные произведения других авторов о Гайдаре, его автобиография помогут нам глубже понять и полюбить обыкновенного человека с необыкновенной биографией писателя-борца А.П. Гайдара.

VI. Коллективное размышление над прочитанными к уроку произведениями.

Цель: проверить, как дети понимают прочитанное.

- Сейчас мы поговорим с вами о тех произведениях, которые вы прочитали к уроку у нашего импровизированного костра. Представьте себе, что вы в пионерском лагере, а я – ваша пионервожатая. Дети рассаживаются вокруг костра.

- В каком произведении говорится о незнакомом раненном бойце, ради спасения которого ребята не испугались смертельной опасности? Р.В.С.

Телеуца А. читает аннотацию к рассказу “Р.В.С.”

- Какова главная мысль рассказа?

- Понравились ли герои произведения? А кто не понравился? А что рассмешило?

VII. Работа с литературным лото.

- А теперь Саша, выбери себе помощника. Вам предстоит составить пословицу, которая бы отражала идею этого рассказа.

Дети составляют пословицу:

Слава греет – позор жжет.

- Кого слава греет, а кого жжет?

VIII. Продолжение обсуждения прочитанного.

- Как называется следующее произведение, где говорится об одном мальчишке, который понимал счастье, как удовольствие, приятное событие только для себя и не знал еще, что такое большое, настоящее счастье. (Рассказ “Горячий камень” – читает Н. Пляс)

- Как ты думаешь, что хотел сказать нам А.П. Гайдар этим рассказом?

- Что ты думаешь о героях рассказа?

IX. Работа с литературным лото.

- Выбери, Костя, себе помощника и составьте следующую пословицу.

Жизнь дана на добрые дела.

- Как должен человек жить на свете?

- А можно ли что-то изменить старику в его жизни?

X. Продолжение обсуждения.

- Герои этой повести так понравились ребятам, что они решили организовать отряды юных помощников старикам, вдовам, одиноким людям.

- Добрые дела ребята делали увлеченно, добровольно и совершенно бесплатно. О каком произведении идет речь? (“Тимур и его команда” – читают Анисимова Маша и Киселева Ульяна)

- Что можете сказать о главном герое? Понравился?

- А кто не понравился?

- Маша, выбери себе помощников и составь следующую пословицу, которая бы отражала идею повести.

XI. Работа с литературным лото.

Все за одного, а один за всех – тогда и в деле будет успех.

- Как вы понимаете эту пословицу? Подходит ли она к этому произведению?

XII. Краткий обзор – перечень других произведений А. Гайдара.

- Какие еще произведения, посвященные военной тематике и мирной жизни, вы прочитали?

1. “Четвертый блиндаж”.

2. “Война и дети”, “Поход”.

3. “Чук и Гек”.

4. “Голубая чашка”.

5. “Дым в лесу”.

XIII. Словарная работа.

Цель: расширять, обогащать словарный запас учащихся.

- Вы рассказывали о разных героях произведений А.П. Гайдара, которые, несмотря на их непохожесть; выполняли одну главную работу; были хорошими людьми, которые –

  • Ненавидят врагов
  • Учат любить свою Родину
  • Делают добрые дела добровольно и бесплатно
  • Мечтают о дальних странах
  • Живут честно, много трудятся
  • Умеют прощать друг друга.

XIV. Итог урока.

Цель: систематизировать полученные знания.

- Кому и чему был посвящен урок?

- Что узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

XV. Домашнее задание: читать книги на тему: ”По странам былин”.