Итоговое занятие-игра "Знатоки" для учащихся второго года обучения объединения аквариумистики

Разделы: Внеклассная работа


Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, обучающихся второй год в объединении аквариумистики.

Игра представляет собой игровое поле, разбитое на 36 ячеек – 6 тем по 6 вопросов (Количество ячеек может быть любым). Возможны два варианта игры. Первый - учащиеся делятся на две команды, выбирают капитана и название для команды. По жребию определяется очередность игры. Каждая команда отвечает на вопросы, выбирая любое поле, зная цену вопроса, команда набирает баллы. Если команда не может дать ответ, то команда - противник может ответить на этот вопрос и заработать дополнительные баллы. Второй вариант - индивидуальная игра, где каждый зарабатывает баллы для себя. На игровом поле зачеркиваются ячейки с вопросами, на которые были получены правильные ответы. У каждой команды или игрока свой вариант зачеркивания ячеек (пример: крестик- нолик или разные цвета). В конце игры суммируются набранные командами или игроками баллы, выигрывает команда или игрок, заработавшая большее количество баллов.

1общие вопросы:

1.1. Что означает dh? (жесткость зависит от присутствия в воде растворенных солей кальция и магния и подразделяется на временную (карбонатную) и постоянную, для смягчения воды ее кипятят или вымораживают, добавление 1 мл 10% р-ра хлорида кальция увеличивает жесткость 1 л воды на 3)
1.2. Что означает ph?(активная реакция воды, для подкисления воды применяют дигидрофосфаты калия или натрия 25-50 г на 1 л, подщелачивают воду питьевой содой 5-15 г на 100л)
1.3. Недостаток или избыток кислорода губителен для рыб? (Губительно и то и другое, при недостатке рыбы задыхаются, при избытке учащенное дыхание, отрыгивание пищи, судороги)
1.4. Для чего необходимо покровное стекло на аквариуме? (предохранение от попадания пыли и предметов, от выпрыгивания рыб из аквариума, поддержании определенной температуры)
1.5. О чем говорит красный и оранжевый цвет камушков грунта? (большое содержание железа, лучше не использовать, т.к. они перенасыщают железом воду)
1.6. Назовите физические свойства воды (запах, прозрачность, цвет, температура).

Эти вопросы оцениваются в 1 балл.

2 кормовые организмы:

2.1. Определите названия кормовых организмов (мотыль, трубочник, коретра, гаммарус, дождевой червь). Карточки с изображением кормовых организмов.
2.2. Назовите кормовые организмы для кормления мальков (инфузория, коловратка, циклоп, дафния, артемия). Плакат с кормовыми организмами.
2.3. Как часто нужно кормить рыб? (мирные рыбки питаются почти непрерывно, в аквариуме 2-3 раза в день, полухищные рыбки питаются 2 раза в день с интервалом в 12-14 часов, хищники едят редко, с интервалом в 1-2 суток, это связано с различным строением желудка у рыб)
2.4. Какой запас кормов можно иметь? (не более чем на 1,5-2 месяца, рыбам необходим разнообразный корм, и при длительном хранении корм портится)
2.5. Можно ли кормить рыб с «запасом», чтобы росли быстрее? (рыбы съедят необходимое количество, а остальное испортит воду в аквариуме)
2.6. Как продезинфицировать корм, выловленный в природе? (необходимо его промыть в проточной воде, выбрать мусор и мертвые организмы, продезинфицировать в слабо розовом растворе перманганата калия)

Эти вопросы оцениваются в 2 балла.

3. растения:

3.1. Из названий растений выберите плавающие на поверхности, укореняющиеся, плавающие в толще воды растения (риччия, апоногетон, элодея, валлиснерия, пистия, лимнобиум, роголистник, перистолистник, криптокорина).
3.2. На картинке определите растения (криптокорина, роголистник, пистия, ряска, болбитис, весикулярия).
3.3. Правила высадки растений в аквариум (Слой грунта 5-10 см, на куст 5-10 см площади дна аквариума, делается углубление в грунте, корни расправляются (не должны загибаться вверх) и полностью засыпаются, ростовая почка должна выходить на поверхность грунта).
3.4. Как продезинфицировать растения? (2 % раствор перманганата калия на 5-10 мин., и промыть в проточной воде)
3.5. Что происходит с растениями, если грунт слишком уплотнен? (чернеют корни)
3.6. Почему растения имеют слишком длинные междоузлия и мелкие листья? (Нарушилось соотношение температуры воды и освещенности, чем выше t воды, тем более сильное освещение нужно)

Эти вопросы оцениваются в 3 балла.

4. содержание рыб:

4.1. Какие рыбы, из перечисленных, относятся к семейству американских тетр? Карточки (неон, клинобрюх, боция, тернеция, тетрагоноптерус, моенкаузия, пристелла, барбус).
4.2. Что такое диапауза? (Замедленное развитие организма, приспособление к неблагоприятным условиям окружающей среды)
4.3. Составьте цепочку, начиная с наименьшего - отряд, класс, вид, семейство, род
(вид - род - семейство - отряд - класс). Карточки.
4.4. Определите рыб на картинке (пецилия, лялиус, боция, торакатум, кардинал)
4.5. Дать определение ювенальная особь (неполовозрелая особь).
4.6. Составьте цепочку для барбуса суматранского. (барбус суматранский - пунтиус - карповые - карповидные - карпообразные)

Эти вопросы оцениваются в 4 балла.

5. разведение рыб:

5.1. Как стимулировать нерест? (рыб рассаживают на 1-2 недели, кормят живыми кормами, повышают температуру воды, подменивают часть воды каждый день, можно добавить воды из аквариума, где уже нерестились рыбы)
5.2. Что такое нерест? (естественный процесс размножения у рыб)
5.3. Какие типы нереста существуют у цихловых? (нерест в укрытиях; на открытый субстрат; инкубируют во рту; икра откладывается на субстрат, а через 24-36 часов вынашивается во рту; нерест протекает в толще воды, самки подбирают икру на лету и прячут во рту)
5.4. Как размножаются торакатумы? (Стимулом к нересту служит падение атмосферного давления, свежая вода, снижение t воды на 6-10С, а затем медленное ее повышение до 25-27С. Самец строит пенное гнездо у поверхности среди листьев или под плавающим субстратом)
5.5. На какие категории разделяются карповые по типу нереста?(1. фитофилы, 2. пелагофилы, 3. остракофилы, 4. литофилы и 5.псаммофилы.)
5.6. Что такое фитофил, псаммофил, литофил? (фитофил - нерестящийся на растения; псаммофил – нерестится на песке; литофил – нерестится на камни)

Эти вопросы оцениваются в 5 баллов.

6. болезни рыб:

6.1. Какие заболевания относятся к незаразным? (Травма, стресс, простуда, отравления - заболевания, вызванные неправильным кормлением и содержанием и врожденные патологии и аномалии развития)
6.2. Инвазионные заболевания (Болезни, вызываемые червями, ракообразными, т.е. паразитами животного происхождения).
6.3. Инфекционные болезни (болезни, вызываемые бактериями, грибами, вирусами).
6.4. Как лечить сапролегнию? (Инфекционная болезнь, на теле, жабрах появляются белые, тонкие нити, образующие ватообразный налет; применяют лечебные ванны - акварол 2 г на 25 л. воды, повторить через 3 дня три раза, перманганат калия 1г. на 100л. на 30 мин, стрептоцид белый, бициллин-5, поваренная соль, повышение температуры)
6.5. Ихтиофтириоз, симптомы, лечение (Инвазионная болезнь, на теле рыб беловатые точки, плавники слипаются, рыба трется о предметы, повышают t на 5С в течение 10 суток, усиленная аэрация, малахитовый зеленый, бициллин-5).
6.6. Что означает заболевания у сомов - помутнение глаз? (при отсутствии других симптомов - воду давно не меняли, повышенное содержание кальция)

Эти вопросы оцениваются в 6 баллов.

Литература:

  1. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство.- М.: Просвещение, 1991.

  2. Плонский В.Д. Энциклопедия аквариумиста.- М.: Престиж; Локид, 2000.

  3. Слепцова А. Аквариум и его обитатели. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

Необходимое оборудование:

  1. Игровое поле

  2. Плакат с изображением кормовых организмов

  3. Карточки с изображением кормовых организмов

  4. Карточки с изображением рыб

  5. Карточки с названием рыб

  6. Карточки с изображением растений

  7. Карточки с названием растений

  8. Карточки с названием таксонов

  9. Карточки c химическими свойствами воды

Фломастеры или карандаши