Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100" по теме: "Именительный и винительный падежи"

Разделы: Начальная школа


Тема: Именительный и винительный падежи.

Цели:

  1. развитие речи, памяти, внимания, мышления,
  2. научить отличать именительный и винительный падеж имен существительных мужского рода, единственного числа с нулевым окончанием, отвечающих на вопрос что?
  3. учить работать со словарем

Оборудование: Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.

Минутка чистописания.

- На минутке чистописания мы напишем три буквы.

  1. Первая буква является суффиксом в слове травка. Какая это буква?
  2. Вторая буква – окончание в существительном травка, употребленном в В.п. Какая это буква?
  3. Третья буква – окончание сущ. травка, употребленном в И.п. Какая это буква?
  4. Определите порядок следования букв в данном ряду:

кууууа, куууаа, кууааа

- Запишите ряд букв в указанной последовательности.

Словарно-орфографическая работа.

На доске запись:

сезон винтик зонтик
кивок указал ?

- Назовите новое слово (вокзал).

- Как вы это определили?

- Объясните значение слова вокзал.

(Дети) Вокзал – здание для обслуживания пассажиров.

-На каких станциях бывают вокзалы?

-Дайте полное определение слову вокзал.

-Давайте посмотрим в «Этимологическом словаре» происхождение слова вокзал.

Статья из «Этимологического словаря»

Вокзал.

Слово это появилось в 17 веке в Англии. В то время в окрестностях Лондона на берегу Темзы был загородный сад (для концертов, танцев, для игр, место увеселений, гулянья). Владелицей его была некая Джеймс Вокс, и сад называли Воксхолл (холл – «зал»). Название постепенно распространилось и на другие увеселительные парки.

По примеру лондонского «воксхолла» такие же сады появились в других городах Европы – Париже, Мюнхине. У нас в Павловске (под Петербургом), вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад, который на ангийско-французский манер стали называть воксалом (позже - вокзалом). После того как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у этой станции появилось название «вокзал», а потом этим словом стали называть и другие железнодорожные станции России. Первоначальное значение слова постепенно ушло в прошлое.

-Разберите слово вокзал как часть речи.

Проблемная ситуация.

- Вспомните, в каких падежах были употреблены существительные, в которых мы выделяли буквы для минутки чистописания? (в И.п., в В.п.)

-Запишите слово вокзал в этих падежах.

И.п. (что?)
В.п. (что?)

Запись выполняется на доске.

- Что заметили? Какая проблема может возникнуть в связи с этим?

- Чему сегодня на уроке должны научиться?

- Сегодня на уроке мы должны научиться отличать именительный и винительный падеж.

Решение проблемы.

-Запишем предложения.

Вокзал находится на окраине города. На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие пассажиры видят поезд.

-Обратимся к первому предложению. Выделите грамматическую основу предложения. Укажите падеж существительного вокзал.

- Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без?

- Подчеркните главные члены предложения во втором и третьем предложениях. Каким членом предложения является существительное вокзал.

-Определите падеж этого существительного.

- Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

Предварительный вывод

-Как отличить существительное мужского рода, ед.ч. с нулевым окончанием в И.п. от такого же существительного в В.п.?

Чтение правила по учебнику.

-Прочитайте 1 абзац правила.

- Передайте содержание этой части в виде схемы.

-Прочитайте 2 абзац правила.

- Передайте содержание этой части в виде схемы.

- Расскажите правило, пользуясь схемой.

Закрепление.

Выполнение упражнений по учебнику.

Домашнее задание.

Выучить правило наизусть.

Литература:

  1. Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.