Литературно-музыкальная гостиная "Вечный светоч материнства"

Разделы: Внеклассная работа


На экране слайды- фотографии женщин

Звучит голос:

Ты спрашиваешь: кто я?
Отвечаю:
Я- след от жизни матери моей…
Я- древнего народа продолженье,
Прекрасных женщин, доблестных мужей…
Ты спрашиваешь : кто я?
Отвечаю:
Любовью материнской я рожден
…Я самой лучшей долей награжден!
С.Мамур

/ звучит фоном классическая музыка /

Чтец:

Ты – женщина, ты- книга между книг,
Ты – свернутый запечатленный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовской напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит, бешено средь пыток.
Ты – женщина и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века - на тебя!
/В.Я.Брюсов/

Ведущий:

Женщина… Сколько о ней сказано и написано! Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, вселенской радостью… А какая она женщина?

/инсценировка стих. Э.Асадова «Колдун»/

ЧТЕЦ:

В горах, на скале, о бесчинствах мечтая,
Сидела Измена, худая и злая,
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер,
И вечно вели нескончаемый спор-
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

ЛЮБОВЬ:

Одна говорила: «На свете нужны
Верность, порядочность, чистота…
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом- и красота!»

ИЗМЕНА:

Другая кричала: «Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?!
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!
Жить надо умело, хитро и с умом.
Где- быть беззащитной, где- лезть напролом,
А радость увидела- рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом!

ЛЮБОВЬ:

А я не согласна бессовестной жить!
Попробуй быть честной и честно любить!

ИЗМЕНА:

Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!
Да есть ли что выше, чем радость греха?

КОЛДУН:

Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пустыне три тысячи лет.
И рявкнул старик: «Это что за война?
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена».

ЧТЕЦ:

Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же- и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.

КОЛДУН:

Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер,
Все выше и выше, до горных вершин.
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?

ЧТЕЦ:

Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина.
Затем он распался на сотню кусков.
И…

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Появилась женщина

Ведущий:

Клеопатра, Джульетта, Кармен, Наташа Ростова… Эти яркие образы блистали в веках. А в тени жизни несли свой нетленный крест Марьи, Авдотьи, Дарьи, Матрёны…с щедрым сердцем, заботливыми руками, безграничным терпением. Катастрофы, произошедшие в ХХ столетии, не пощадили и женские судьбы.

Ведущий:

Менялись века и поколения. Но женщина всегда оставалась бессменным символом красоты и добра, хранительницей жизни на земле.

Чтец

Я знаю, на моих плечах
Все держится: дела и вещи.
Мне нравится забота женщин
Всю жизнь лелеять свой очаг,
Надеждой для ребёнка быть,
В его глазах читать доверы,
Не испытать высокомерья
К тому, что надо печь и мыть.
Мне нравится в гуденье дня
Так напрягаться, сил не пряча,
Чтобы желанная удача
Не смела обойти меня!
Быть женщиной и жить любя
Светить и озаряться светом,
И тратить целый век себя
Какая честь в призвании этом! / Л.Щипахина/

Ведущий:

Что мир без женщины? Да только серость. Оставь планету без ее участия, мужчины просто перебьют друг друга, падут державы, рухнут города. И только чудная улыбка Моны Лизы спасет наш мир, и станет он добрей и милосердней. В чем смысл всего? Конечно же, в любви к прекрасной женщине, дарующей жизнь, дарующей нам свет.

Ведущий:

Сюжетна жизнь: комедии, трагедии и фарсы. Но через годы, порой себе не признаваясь, несем в сердцах частицу той любви, что озарила дни хоть на мгновенье. И лириком становится «сухарь». И в честь любимых вновь звучат сонеты…

/звучит фонограмма песни в исполнении Витаса «Мама»/

Ведущий:

О матери – особые слова! Страстей всех выше ее любовь святая к детям. Поклон вам, наши мамы! За каждую слезинку мы готовы вымаливать прощенье, припав к рукам, прося благословления…

Чтец:

От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме

Мы любим ее
Как хорошего друга
За то, что у нас с нею
Все сообща,

За то, что когда
Нам приходится туго
Мы можем всплакнуть
У родного плеча

Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза
Но стоит с повинной
Придти головою –
Исчезнут морщинки
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё

И просто зато, что она
Наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её!

Ведущий:

Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг.

Ведущий:

Мама – самое первое слово, которое ребёнок произносит, не научившись еще ходить.Став взрослыми, дети вспоминают мамин голос, улыбку, глаза и руки.

Чтец (читает на фоне музыки):

Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда – то,
В пригоршнях приносила мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого ее прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!»
/Н.Рыленков/

Ведущий:

И сколько ни было б человеку лет, ему всегда нужна мама, ее взгляд, ее забота. Не пора ли рядом с монументами героям – защитникам Родины, великим ученым, большим поэтам поставить памятник Матери? Потому что нет ни героя, ни гения без матери, без ее теплых не знающих усталости рук! Все мы – ветви материнского дерева.

Чтец: /Стих Р.Гамзатова «По – русски «мама», по – грузински «нана»… звучит на фоне музыки/

По- русски «мама», по- грузински «нана»,
А по- аварски- ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого- особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину-
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем- нибудь горюя.
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
« Не беспокойся,- маме говорю я,-
Все хорошо, родная у меня».

Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По- русски «мама2, по- грузински 2нана2
И по- аварски- ласково «баба».

Ведущий:

Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед ее преданностью, нежностью, теплотой сердечной.

/ Исполняется украинская народная песня «Рушник вышиваный»/

(После песни выходит Хозяйка, Друг и Экскурсовод.)

ВЕРНИСАЖ

Хозяйка: Добрый день, дорогие гости. Мы хотим пригласить вас на наш небольшой вернисаж.

Друг: Сегодняшний наш вернисаж познакомит вас с образом богоматери в изобразительном искусстве.

Хозяйка: Тема материнства- одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Друг: В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери- Деве Марии. К ее образу неоднократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме,- Леонардо да Винчи (1452- 1519)

(звучит «Аве Мария» И.С.Баха)

Экскурсовод: Образ Мадонны (так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Высокого Возрождения. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. Перед вами «Мадонна с цветком», написанная во Флоренции в 1472 году.

Перед картиной испытываешь трепет восхищения; в ней все так просто и ясно, и в то же время бесконечно сложно. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка- мать и ее дитя воплощают радость бытия и красоту познания.

Хозяйка: Интересна судьба этого шедевра. До XVII века картина находилась в Италии, затем неизвестно где… В 1824 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную какими- то записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Бенуа Николая Леонтьевича, где и было установлено, что это творение Леонардо да Винчи. В 1912 г. «Мадонна Бенуа»

(под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.

(звучит музыка, демонстрируется следующая картина)

Экскурсовод: Еще один волнующий материнский образ, созданный Великим Леонардо- «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.)

Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны вьющиеся волосы младенца, его взгляд устремлен и на зрителя. Живой и гибкий силуэт Марии вписан симметрично расположенных окон. Отчего композиция приобретает завершенность и четкость.

Хозяйка: Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.

Чтец : (читает стих- е «В прохладных залах Эрмитажа» )

прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет- кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,-
Не все ль равно? Она когда-то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

Хозяйка: Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.

(звучит музыка, демонстрируется следующая картина…)

Экскурсовод: За приверженность к теме материнства другого известного живописца Возрождения современники прозвали «мадоньеро» т.е. изображающий мадонн. Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени- Рафаэль. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля «Мадонну Конестабиле» (около 1500 г.) Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит страдание. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг0. В огромном музейном зале, в пышной золоченой раме, образ Мадонны невольно притягивает к себе.

Хозяйка: Моделью художнику служила одна и та же женщина. Это прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря. Изящные, правильные черты ее лица угадываются и в самом прославленном изображении Богоматери кисти Рафаэля.

(звучит музыка, демонстрируется следующая картина…)

Экскурсовод: Это большая алтарная картина, написанная в 1515- 1519 гг. по заказу монастыря святого Сикста. Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Рафаэль изобразил не просто Божественную матерь с младенцем, но чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед ней Сикст IV и святая Варвара. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Они как бы сами зрители, глубоко переживают впечатление, произведенное кистью художника. Впервые, наверное, религиозное полотно, прямо и непосредственно обращается к человеку.

(звучит классическая музыка)

Хозяйка: Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Тем не менее некоторые иконы- истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой культуры.

Экскурсовод: В первую очередь это главная святыня земли Русской- «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете.

Посмотрите еще несколько образов Богородицы…

(демонстрируется несколько репродукций…)

Хозяйка: Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир искусства, воспевающего красоту женщины с ребенком на руках. Достаньте из семейных альбомов фотографии, на которых изображены мамы, держащие своих маленьких и беззащитных деток на руках. Вглядитесь: их лица так же нежны и одухотворены светом любви, как лики Мадонн Леонардо или Рафаэля.

/после вернисажа звучит песня « Мама»/

Чтец:

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
Ей – то уж добра не занимать!
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!

Ведущий:

Так уж устроена жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать, какое это счастье - когда мама рядом. Как хорошо когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью или бедой. Но время идёт, дети вырастают, мамы стареют…

Ведущий:

Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? И не только задумаемся…

Ведущий:

Мы очень хотим, чтобы каждый человек пронес через всю жизнь свет материнской любви.

Чтец (читает на фоне музыки):

Как бы не манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и невзгод.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова!
Знайте: дети ранят всех больней!

Чтец 2:

Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от черных шалей!

Берегите женщин от войны!
Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать уйдёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

/Исполняется песня «Поговори со мною ,мама»