Открытый урок по математике во 2-м классе на тему: "Письменный прием сложения для случаев вида 45 + 23"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Объяснить письменный прием сложения для случаев вида 45 + 23.
  2. Научить объяснять выполняемые действия по плану.
  3. Воспитывать положительное отношение к труду и профессиям, умение выделять красивое, сочувствовать.

Оборудование:

Карточки и таблицы с примерами для устного счета, абак, пучки счетных палочек, плакат с паном работы, эскизы одежды, «Сборник сказок».

1. Организационный момент. Чистописание:

12 см, 43 см

2. Устный счет.

Жила – была девочка. Звали её Вера. Она очень любила красивые платья и наряды. Вот однажды пригласила Вера гостей, да не знает во что одеться. Все платья уже надоели, сшить бы что - нибудь новенькое, да нечего на ум не приходит. Думала Вера, думала, да никакого нового наряда не придумала. Расстроилась девочка. Тут вспомнила рассказ своей бабушки: «Жила – была в наших краях швея очень искуссная. Шила она такие красивые наряды, что к ней общались не только все богатые люди, даже короли и королевы. Все вокруг любили мастерицу и уважали. Совсем недалеко от дома швеи жила злая фея. Она ненавидела мастерицу, завидовала ей. Ведь саму злую фею никто не замечал, не приходил за советами, не приглашал в гости. Решила она заколдовать швею и её дом. Чтобы никто не мог к ней войти. Только тот, кто хорошо знает науку математику, сможет войти в дом и расколдовать швею. Многие молодцы пытались спасти милую девушку, но никому до сих пор не удалось это сделать».

«Вот если бы, - думала Вера, - удалось попасть к этой чудесной мастерице, она бы мне помогла. Сшила бы такое платье, что все гости ахнули».

Решила она попытать счастья. Быстренько собралась и побежала искать заколдованный дом швеи. После долгих поисков наткнулась на заброшенный дом. Двери и ставни были заперты, тропинка к дому заросла сорной травой. Вера толкнула дверь, постучала, но заколдованная дверь не открывалась. Тут девочка увидела, что на двери и стенах изображено много всяких знаков и записей и догадалась, что нужно их разгадать. Возможно, тогда дверь и откроется…

Ребята, давайте и мы поможем девочке выполнить задание:

  1. Рассуждай по образцу: 38 – это 3 десятка 8 единиц (на карточке числа 38, 73, 21, 45, 23).
  2. Назовите числа, в котором.
    2 десятка 3 единицы;
    3 десятка 7 единиц;
    5 десятков 8 единиц;
    9 десятков и 2 единицы
  3. Дополните число до десятка.
  4. Решение с объяснением.
    37 + 20 =
    37 + 2 =
    40 + 23 =
    21 + 34 =
    77 + 12 =
    84 + 13 =
    46 + 12 =
    28 + 31 =

Вывод:

Десятки прибавляются к десяткам, единицы – к единицам. Начинаем прибавлять с десятков.

Вот мы и выполнили задания, слушайте, что случилось дальше

3. Объяснение новой темы.

Дверь со скрипом отворилась, Вера несмело вошла в дом. Обошла все комнаты, но ничего не увидела. Только в самой дальней комнате на полу валялся лист пожелтевшей бумаги. Подняла девочка листок и прочитала запись 24 + 32

Ребята, давайте решим пример. (дети делают вывод, что прибавляем десятки к десяткам а единицы – к единицам).

Вера решила пример, но ничего кругом не изменилось. Расстроилась девочка, чуть не плачет. Наверное, надо его решить по-другому, каким – то новым способом, но каким, Вера не знала…

Ребята, мы с вами тоже не умеем решать по - другому, давайте вместе с Верой научимся прибавлять двузначное число к двузначному. Повторите ещё раз, чему научимся?

Сначала выясним, сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел (вывешивается абак). 1-е слагаемое надо поставить на верхней полке. Сколько это десятков (пучков)? Сколько единиц (отдельных палочек)? 2-е слагаемое расположим на нижней полке абака. Сколько здесь десятков? Единиц?

Теперь запишем пример «столбиком». Пишем десятки под десятками, единицы под единицами. Слева от них пишем знак «+», проводим черту. Под ней и будет записан ответ.

Запомните! Письменное сложение начинают выполнять с единиц.

Сколько единиц в 1-ом слагаемом? Сколько единиц во 2-ом слагаемом? Складываем их. Пишем под единицами.

Теперь также складываем десятки. Пишем под десятками. Читаем полученную сумму. При записи «столбиком» вычисления выполнить легче, поэтому письменный прием используют, если устно вычислить трудно.

Теперь ещё раз вспомним, в каком порядке выполняли сложение. Чтобы нам было легче, я приготовила план.(вывешивается плакат - план).

Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Читаю ответ.

4. Закрепление.

  1. У доски с комментированием.
    45 +23 =
    14 + 25 =
    53 +36 =
    26 + 22 =
  2. Самостоятельно (по учебнику) устная проверка.

Чему мы научились? Как прибавляем?

… Тут произошло чудо. Все примеры стали видимым. А на диване, улыбаясь, сидела швея Она очень обрадовалась, что наконец-то нашлась девочка, которая хорошо знает науку математику и смогла освободить её.

- Как мне тебя отблагодарить? – спросила швея. Вера рассказала ей о своем горе.

- Положись на меня, это я умею делать лучше всего, - сказала мастерица и принялась рисовать эскизы будущих юбки и блузки (вывешиваются на доске эскизы одежды)

Давайте посчитаем, сколько ткани понадобится, чтобы сшить эти вещи.

3. Задача.

На юбку нужно 43 см ткани, а на блузку на 12 см больше. Сколько всего ткани нужно, чтобы сшить юбку и блузку?

Прочитайте задачу. Подчеркните, что нам известно, что неизвестно.

На юбку – 43 см

На блузку - ? на 12 см больше

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что неизвестно? Как найдем, сколько ткани надо на блузку? Что значит на 12 больше? Запишите решение столбиком.

… Наконец наряд для Веры был готов. Он был очень красивый. Девочка поблагодарила мастерицу и, счастливая, побежала домой готовить угощение для своих гостей.

5. Итог урока. Оценивание.

6. Домашнее задание.