Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучать умению изменять глаголы по временам с учетом вопроса, на который отвечает глагол в неопределенной форме, установить практическую значимость умения определять спряжение глаголов;
  • Тренировать в разграничении оттенков лексического значения глаголов эмоционального состояния и отношения, уточнять роль этого умения в развитии и обогащении речи, ее осознанности;
  • Обучать взаимоконтролю, самоконтролю и способам учебного сотрудничества, используя семантику глаголов эмоционального состояния, способствовать воспитанию доброго отношения и подобных чувств к окружающему миру.

Оборудование:

  • Таблицы-памятки о лексико-семантических группах глаголов эмоционального состояния и отношения. (Приложение 1).
  • Карточки с напечатанными глаголами: недолюбливать, ненавидеть, не любить, тосковать, печалиться, грустить, опасаться, бояться, трепетать.
  • Таблица “Изменение глаголов по временам”.
  • Напечатанный эпиграф урока.
  • Картина “Семья
  • Разрезанные на отдельные слова изречения:
    • “Против всего можно устоять, но не против доброты”. (Ж.-Ж. Руссо)

    • “Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знаний”. (Дж. Герберт)

    • “Гнев есть оружие бессилия”. (Софья Сегюр)

    • “Разделенная радость – двойная радость, разделенное горе – половина горя”. (В. Гете)

Ход урока

1. Оргмомент.

- Урок русского языка.

- Прочитаем эпиграф к нему:Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать” . (П. Бови)

- Таким образом, сегодня у нас урок доброты. Надеюсь, что этот язык тоже будет вам понятным и родным, как русский.

2. Каллиграфическое упражнение.

- Сегодня повторим написание буквы Л.

- Кто знает почему? (предположения детей)

- С этой буквы начинаются “добрые” глаголы.

- Запишите их в тетрадь, используя таблицу-памятку. (любить, любоваться, ласкать).

- Когда используют эти глаголы? Нравятся они вам?

- Запишите предложение с одним из них.

3. Сообщение темы урока.

- Что вам пришлось сделать с глаголом? (изменять)

- Часто вам приходиться изменять глаголы? Зачем?

- Сегодня на уроке будем изменять их по временам. Какую тему запишите в тетради?

4. Выявление особенностей изменения глаголов по временам.

- Назовите, что вы знаете о временах глагола? (вывешивается таблица “ Изменение глаголов по временам”)

- Выберите с соседом по парте глагол из памятки. Он должен быть “добрый”, измените его по временам, пользуясь схемой: н.ф. настоящее время, прошедшее время, будущее время.

- Будьте внимательней друг к другу!

- Сколько форм глагола получилось? Почему в форме будущего времени два слова? Как определить правильность окончаний?

- Продолжая работать парами, образуйте от записанных вами глаголов однокоренные, отвечающие в неопределенной форме на вопрос: что сделать?

- Измените образованные глаголы по временам по той же схеме.

- Сравните. Совместно сделайте вывод. (предположения детей)

- Прочитайте вывод в учебнике на странице 216.

- Нравится ли вам сотрудничать в паре? Какие чувства испытываете?

5. Упражнения на закрепление изученного материала и разграничение оттенков лексического значения глаголов.

- Прочитайте слова на карточках и выполните задание.

(Дети задают вопросы, чтобы уточнить задания с записанными на отдельных карточках глаголами:

недолюбливать, ненавидеть, не любить, тосковать, печалиться, грустить, опасаться, бояться, трепетать)

- Какое задание вы придумали бы к ним?(варианты заданий предлагают дети)

- Найдите три группы синонимов и расположите их в порядке постепенного усиления чувства.

- Первая группа глаголов: недолюбливать, не любить, ненавидеть, обозначающие отрицательное отношение.

(Один ученик располагает на доске, остальные в тетрадях)

- Кто правильно расположит на доске вторую группу глаголов и ответит, что они обозначают?

(Это глаголы, которые обозначают тяжелое душевное состояние: печалиться, грустить, тосковать).

- Расположите третью группу глаголов в нужном порядке.

- А как вы понимаете слово трепетать? (Сильно бояться, что даже дрожать от страха).

- Можно страхом заставить сотрудничать, общаться, подчиняться?

- Что человек при этом испытывает?

- Правильно, эта группа глаголов обозначает страх у людей и животных.

- Что общего у записанных девяти глаголов?

(В неопределенной форме отвечают на вопрос: что делать? (значит имеют три временные формы)

- Какие глаголы, образованные от данных, не будут иметь формы настоящего времени? (загрустить, затосковать, полюбить, возненавидеть)

- Подберите, пожалуйста, антонимы ко второй группе глаголов, воспользуйтесь памяткой. (Радоваться, веселиться, ликовать, торжествовать)

- Что они обозначают? (Хорошее душевное состояние)

- Кто может объяснить разницу между глаголами радовать и радоваться? (Радовать – творить добро)

- Что вам больше нравится?

- Чем вы сейчас можете порадовать нас, друг друга? (улыбками)

Физкультминутка (совместно с учениками)

- Запишите предложение по картинке такое, чтобы один из глаголов, обозначающих положительное отношение, был в настоящем времени (выполняют сидящие на 1 ряду), в прошедшем времени (выполняют ученики на 2 ряду), в будущем времени (3 ряд).

- Определите признаки использованных глаголов, согласуйте с соседом по парте

6. Повторение.

- Прочитайте в учебнике сказку из упражнения 505 на стр.216

- Почему ветер бессилен? (Он действует жестко и грубо, а солнце ласково и бережно).

- Спишите абзац, где выражена основная мысль сказки, подчеркните орфограммы. Какие из них наиболее актуальны?

- Какие вопросы вы бы задали в соответствии с изучаемой темой? (В каком времени употреблены глаголы?)

- Как называются глаголы во втором предложении?

- Можно ли эти глаголы употребить в настоящем времени?

- Какое предложение из этой сказки можно взять в энциклопедию мысли настоящего человека?

(Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом)

7. Творческая работа.

- Я раздам на каждую группу из четырех человек “рассыпанное” изречение, а вы их соберете в правильном на ваш взгляд порядке.

- Прочитайте полученные изречения.

8. Итог урока.

- Что вы об этом уроке сегодня рассказали бы дома?

- Можете ли вы объяснить кому-либо тему урока?

- Давайте прорепетируем?

(Ученики вспоминают основные понятия, изученные на уроке и раскрывают их сущность в ответе.)

Домашнее задание.

- Предлагаю вам дома выполнить одно из упражнений на выбор: упражнение 506 – оно требует выполнение по образцу, или упр.507, где нужно самостоятельно проанализировать данный материал и выбрать форму записи.