Формирование действия контроля и оценки в учебной деятельности через использование алгоритмов на уроках русского языка в системе Р.О.

Разделы: Начальная школа


Работа с алгоритмами на уроках русского языка в системе РО (Эльконин-Давыдов).

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Без такого прослеживания и таких корректив деятельность может существенно отклониться от своего русла, что, в конечном счёте, станет препятствием для решения учебной задачи.

При формировании контрольно-оценочного механизма в учебной деятельности положительный результат даёт работа с алгоритмами. Алгоритмы, т.е. последовательность действий при работе над любой темой ребята выстраивают сами или при помощи учителя, а также пользуются готовыми, которые предлагают авторы программ, а, используя алгоритмы в своей работе, учащиеся могут контролировать учебные действия, оценивать свои знания.

Мы представляем систему работы с алгоритмами на уроках русского языка в системе развивающего обучения. Работа с алгоритмами начинается с 1 класса. При формировании действия списывания используется такой алгоритм. Он хорошо выведен в тетради для списывания автора И.П. Старагиной, 1-й класс.

1. Прочитай предложение орфоэпически, чтобы понять его.

2. Выдели орфограммы, т.е. буквы, написание которых подчиняется правилу (закону).

3. Прочитай орфографически 1 слово, обрати внимание на орфограммы. Запомни это слово.

4. Запиши слово, диктуя себе по слогам, не глядя на образец.

5. То же самое проделай с остальными словами.

6. Проверь написанное: прочитай слово за словом, отмечая дужками слоги, подчеркни орфограммы в написанном, сверь их с исходным текстом.

Нетрудно заметить, что 1-3 операции соответствуют подготовительному этапу записи; 4-5 – исполнительному; 6 – контрольному.

Кроме списывания на уроках письма используется и письмо под диктовку. При письме под диктовку в работе используем следующий алгоритм.

1. Составление модели предложения.

2. Членение слов на слоги с указанием ударного слога и подчёркивание орфограмм.

3. Запись предложения под самодиктовку по слогам.

4. Проверка написанного с помощью послоговых дужек.

5. Расстановка знаков ударения и подчёркивание орфограмм в написанном.

6. Сравнение написанного с моделью предложения. (Букварь, авторы В.В.Репкин, Е.В. Восторгова стр. 80-85).

Контрольными в этом алгоритме являются 4-6 этапы.

Эти алгоритмы, которые использовались уже в 1 классе, ребята применяют все 4 года обучения в начальной школе.

При изучении раздела “Части слова” (3-й класс) предлагаем следующую последовательность действий.

Контрольный срез, проведённый после изучения этой темы показал хорошие результаты. Из 25 учащихся на “5” – 15 человек, на “4” – 9 человек, на “3” – 1 ученик.

Проверяя орфограмму, мы прибегаем к орфографическому правилу. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы. Научиться применять правило

- это значит научиться последовательно выполнять ряд операций. При освоении правила написания безударной гласной в корне (2-3-4 класс) ученик овладевает таким алгоритмом:

Очень важной темой при изучении языка является раздел “Какие бывают предложения”.

При изучении темы “Предложение” (4 класс) используется в работе следующий алгоритм:

Этот алгоритм дал очень хороший результат. Ребята хорошо справились в тестовой работе с разбором предложения. Высокий уровень – 20 человек, средний уровень – 5 человек. Выполняло работу 25 человек.

1. Найди сказуемое и подлежащее.

2. Найди слова, уточняющие подлежащее.

3. Найди слова, уточняющие сказуемое.

4. Найди слова, связанные с второстепенными членами.

5. Выпиши все словосочетания, ставя вопрос от независимого к зависимому слову.

6. Укажи работу второстепенных членов предложения.

По составлению грамматической характеристики предложения работаем по следующему алгоритму: (Русский язык, 4-й класс стр. 89 В.В.Репкин).

Для того.

Алгоритм работы по проверке написания окончаний в слабых позициях (имя существительное). (Русский язык, В.В.Репкин, 3-й класс, часть 1 стр. 188.).

1. Определяем часть речи.

2. Определяем склонение.

3. Подставляем опорное слово.

4. Проверяем по опорному слову.

5. Проговариваем.

6. Пишем верно.

7. Выделяем окончание.

Контролируя свои учебные действия, ребёнок может рефлексировать свои знания. Этим самым может видеть “слабое звено” в своих учебных действиях.

При работе с алгоритмами дети быстрее усваивают учебный материал и легко применяют его на практике.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Репкин, Г.В., Заика Е.В. “Оценка уровня сформированности учебной деятельности”.

2. Поздеева С.И. “Практическая методика обучения русскому языку в начальных   классах”. Часть 1, 2. г.Томск, 2003 г.

3. Оценка знаний, умений учащихся в системе развивающего обучения. Выпуск 18. Авторы: Романеева М.Н., Цукерман Г.А., Горбов С.Ф.