Метод проектов в современном экологическом воспитании

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из задач младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им.

Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Исходя из чего, мы начали работу над экологическим проектом “Мир вокруг нас”, который включает в себя цикл краткосрочных проектов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.

Приступая к работе над первым краткосрочным проектом “Курочка Ряба”, из цикла “Во дворе у бабушки” с детьми младшего дошкольного возраста мы выделили основные этапы его разработки и проведения:

  • Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

  • Основной этап

1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Курочка Ряба”.

2. Проведение цикла занятий.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

  • Заключительный этап

1. Презентация проекта (открытое занятие, фотомонтаж, мини-выставка продуктов детской деятельности).

2. Анкетирование педагогов ДОУ “Актуальность использования метода проектов в экологическом воспитании”.

Интегрировано-тематический план реализации проекта “Курочка-Ряба”

Цель: формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.

Задачи:

  • путем общения с домашней птицей-курицей создать положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком окружающего мира;
  • воспитывать у детей любознательность.

Подготовительный этап

- создать условия для проведения исследовательской деятельности – “Питание курицы” в ДЭБЦ.

- подготовить иллюстрированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную литературу для чтения, конспекты проведения занятий.

Учебно-познавательный блок Художественно–эстетический блок Физкультурно-оздоровительный блок
- рассматривание курицы

(живой объект) - “ В гости курочка пришла”;

- рассматривание картины

“Курочка с цыплятами”

- исследовательская деятельность “Питание курицы”

- занятие “Знакомство с куриным семейством”;

- дидактическая игра

“ Кто как кричит”;

- чтение

“Умная курица”

М. Зощенко;

- “Цыпленок”

К. Чуковский;

- “ Курочка”

Е. Чарушин;

- “ Важный петух”

М. Мревлишвили

- рисование

“ Курица”,

“ Яичко не простое - яичко золотое”;

- лепка

“ Цыплята на прогулке”;

- конструирование

“ Курятник”;

- аппликация

“ Цыпленок”;

- сюжетное занятие

“ Курица и цыплята”;

- подвижные игры:

“ Наседка и цыплята”

Итог: сюжетно-ролевая игра “Птичий двор”, комплексное занятие “Курочка-пеструшечка”.

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:

1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному развитию в разделе “Животные”;

2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;

3. Наличие потребности в общении с представителями животного мира;

4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;

5. Повысился уровень развития речи, мелкой моторики и т. д.

В процессе работы над вторым краткосрочным проектом “Я люблю свою лошадку” была выявлена необходимость в разработке инструментария оценивания детей по результатам реализации экологического проекта “Мир вокруг нас”.

Интегрировано-тематический план реализации проекта “Я люблю свою лошадку”

Задачи: вызвать у детей интерес к одному из представителей домашних животных – лошади, чувства благодарности, восхищения; на основе имеющихся знаний и опыта систематизировать представления детей о внешнем виде и функциях лошадей, взаимодействии с ними человека; закрепить полученные впечатления в разных видах деятельности; обогащение и активизация словаря: грива, хвост, подкова, жеребенок, табун, телега, сани.

Подготовительный этап:

- создать условия для поведения экскурсии в ДЭБЦ;

- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

- наблюдения за лошадьми в парке, на улицах города, в деревне;

Учебно-познавательный блок Художественно-эстетический блок Физкультурно-оздоровительный блок
- комплексное занятие

“Знакомство с лошадью и жеребенком”

- рассматривание картины

“Лошадь с жеребенком”

- беседы “Лошадь в сказках”

“Лошадь - домашнее животное”

- дидактические игры

“Собери картинку”, “Настроение лошадки”, “Угадай животное”

- чтение

Я. Аким “Мой конь”, “Жеребенок”

С. Маршак “Кузнец” и т. д.

- рисование “ Травка для лошадки”

- раскрашивание “ Лошадка”

- конструирование “ Домик для лошадки”

- лепка “Овес”

- музыкальное занятие

“Конь ретивый с длинной гривой”

- физкультурное занятие

“Быстрые лошадки”

- подвижные игры

“Лошадки”

“Еду-еду”

Итог: развлечение “Лошадки”; комплексное занятие “Я люблю свою лошадку”.

Личный творческий план педагога, разрабатываемый на каждый учебный год, строится для обеспечения систематической комплексной работы по реализации экологического проекта, включает основные мероприятия, взаимодействие с детьми, родителями воспитанников.

Личный творческий план педагога Завьяловой В. Ю. (2005-2006 уч. год)

Направление в работе: Экологическое воспитание

Тема: “ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников”

Период Мероприятия Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детьми
сентябрь 1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Составление плана взаимодействия со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог ДЭБЦ, муз. руководитель).

Создание условий для организации “экологического пространства” в помещении группы

(поделки из природного материала, оформление стола для игр с песком и водой).

Создание условий для организации “экологического пространства” в помещении группы (аквариум, расстановка растений и т. д. ).
октябрь 1. Сбор и анализ литературы по данной теме. Создание условий для организации цикла наблюдений за аквариумной рыбой. Цикл наблюдений за аквариумной рыбой.
ноябрь 1. Разработка содержания экологического проекта “Курочка Ряба”.

2. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Создание условий для организации исследовательской деятельности (приобретение пленки, фотографии). Организация и проведение исследовательской деятельности в ДЭБЦ “Питание курицы”.
декабрь 1. Апробация содержания экологического проекта

“Курочка Ряба”.

2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ.

Презентация проекта родителям (фотомонтаж, детское творчество: рисунки, аппликация и т. д.). Проведение цикла занятий в рамках реализации экологического проекта

“Курочка Ряба”

январь 1. Анкетирование педагогов ДОУ “Актуальность метода проектов в экологическом воспитании”.

2. Консультация №1 для педагогов ДОУ

“Сезонное оформление групповых участков”

Презентация материалов папки “Я расту”; (антропометрические данные, детские зарисовки объектов природы, рассказы о наблюдаемом). Наблюдения за погодными явлениями, ведение календаря (с помощью картинок-пиктограмм)
февраль 1. Творческий отчет на педагогическом совете

“ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников”

Создание условий для экспериментальной деятельности в уголке природы. Наблюдение за растущим луком, зарисовки объекта наблюдения, подкормка зимующих птиц.
март 1. Разработка содержания экологического проекта “Я люблю свою лошадку”.

2. Консультация №2 для педагогов ДОУ

“Игра как метод экологического воспитания”

Выступление на родительском собрании

“Экологическое воспитание

дошкольников через проектную деятельность”.

Наблюдение за лошадьми в ДЭБЦ, уход за комнатными растениями в уголке природы
апрель 1. Апробация содержания экологического проекта “Я люблю свою лошадку”

2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ и родителей.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта (катание на лошадях, составление рассказов о лошади, зарисовки на данную тему, фотоматериал). Проведение цикла занятий в рамках реализации экологического проекта

“Я люблю свою лошадку”

май 1. Разработка инструментария оценивания детей по реализации проекта

(конец 2 мл. группы)

Выступление на итоговом родительском собрании

“Результаты реализации

экологических проектов”

Развлечение “Встреча жаворонков” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр; наблюдения за прилетевшими птицами)
июнь 1. Консультация №3 для педагогов ДОУ

“Компоненты экологических центров в разных возрастных группах”

Анкетирование родителей

“Проектировочная деятельность как одно из условий формирования экологической культуры”

Экологический досуг “Зайка-побегайка” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр)
июль 1. Разработка инструментария оценивания детей по реализации проекта

(средний возраст).

Консультация

“Игры с песком и водой”; пополнение папки “ Я расту”

Экспериментальная деятельность “Интересное знакомство” (выявление свойств воды)
август 1. Составление плана работы на новый учебный год. Создание условий для организации наблюдений в уголке природы Организация различных видов деятельности на территории ДОУ

Таким образом, актуальность проектировочной деятельности заключается в том, что она связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.