Урок русского языка в 3-м классе с использованием коллективной формы обучения (работа в парах сменного состава)

Разделы: Начальная школа


Цели для учителя:

  • создание условий для повторения правил употребления в словах разделительных ъ и ь знаков.

Задачи для учителя:

  • способствовать развитию умений сравнивать, анализировать;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
  • создать комфортную, доброжелательную обстановку на уроке.

Цели для ученика:

  • развитие умения распознавать слова с ъ и ь знаками.

Задачи для ученика:

  • уметь писать слова с разделительными знаками через повторение признаков их употребления;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах сменного состава, оценку и самооценку деятельности.

Оборудование урока:

  • листы учёта работы ученика;
  • индивидуальные листы с заданиями;
  • карточки для словарного взаимодиктанта.

Используемые технологии: работа в парах сменного состава, которая позволяет реализовывать обучающую и воспитывающую функции урока через содержание, через форму организации учебной деятельности для формирования таких качеств учащихся как коллективизм и ответственность в учебной работе.

Факторы организации коллективной формы обучения (ПСС):

  • выбор темы урока;
  • подготовка раздаточного материала;
  • разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом для взаимодиктанта;
  • разработка форм учёта результатов учебной деятельности.

ХОД УРОКА

1. Рефлексия настроения.

- Я пришла сегодня на урок вот с таким настроением (показываю солнышко и прикрепляю его на доске). А у вас какое настроение? Как прошла перемена?

2. Обсуждение темы урока.

- У меня на доске затранскрибировано два слова. Озвучьте их.

[палот]

[палйот]

- Одинаково звучат слова?

- Из-за чего слова прозвучали по-разному?

- Давайте сделаем буквенную запись слов. Как на письме отразить эту разницу в произношении? Как во втором слове надо [л] отделить от [й]? (Записывают слова полёт и польёт.)

- Какую роль выполнил ь? (Разделительную.)

- Когда пишем разделительный ь?

- Для этой же цели служит и ещё один знак. Какой? (ъ)

- На доске записано предложение: К об...ду я всю окрестность об...еду.

- Запишите предложение, вставив пропущенные буквы.

- В каком из выделенных слов согласный при произношении не сливается с гласным?

- Какой знак вставили?

- Когда пишем разделительный ъ?

- Почему важно знать когда надо писать разделительные ь и ъ знаки?

- Как вы думаете, что будем сегодня закреплять на уроке?

- Тема урока “Правописание разделительных ъ и ь знаков”.

- Выделите в слове “правописание” корень. (Прав, пис)

- Соответственно какая ваша цель на уроке?

3. Планирование деятельности.

- Как необходимо организовать работу, чтобы достичь желаемого результата?

(Повторить правило, потренироваться, а потом выполнять самостоятельно.)

4. Актуализация знаний.

- В таком порядке мы и будем сегодня работать.

- Озвучьте правило правописания разделительного ъ. Приведите примеры.

- Какие слова иностранного происхождения с ъ вы знаете?

- Озвучьте правило правописания разделительного ь. Приведите примеры.

- Какие слова иностранного происхождения с ь вы знаете?

- На какую часть слова вы будете обращать внимание при написании слов с ь и ъ знаками?

- На доске

Волк ужасно раз...ярён...

С...есть ежа не может он.

Ёж, хоть он и не с-едобен,

Для с...еден...я не удобен!

С...ёжась, выставил иголки...

Об...егорил злого волка.

- Это текст?

- Почему?

- К какому жанру относится текст?

- Какие признаки поэтического жанра можете назвать?

- Если бы вы были на моём месте, о чём спросили бы сейчас? (Как называется стихотворение?)

- Мы сможем озаглавить только тогда, когда поймём, о чём текст.

- Какую особенность вы заметили в тексте? (Есть слова по теме.)

- Запишите слова в два столбика. В первый – с разделительным ь, во второй с разделительным ь.

- Какое слово записали дважды? Почему? (Съеденье.)

- Замените слово разъярён синонимом.

- От чего волк пришёл в ярость?

- Выделите группу однокоренных слов. В каких корнях есть чередование согласных?

- В чём заключалась хитрость ежа? Что это значит?

- Какое слово встретилось впервые? (Объегорить.) По смыслу догадались ли вы, что оно обозначает?

- Сверим по словарю. Озаглавьте теперь стихотворение.

- Достаточно ли теперь ваших знаний, чтобы работать самостоятельно?

5. Тренировочное упражнение.

- Тогда выполним мгновенную поверку. (У учащихся имеются квадраты из 25 ячеек. Учитель диктует слова, а дети записывают в клеточке только знак ъ или ь)

- Диктую: объезд, съедобный, варенье, обезьяна, хлопья, вьюга, подъём, листья, счастье, печенье, бельё, взъерошенный, объём, въезд, семья, серьёзно, объявление, копьё, инъекция, ружьё, льёт, объяснить, съезд, предъюбилейный, ручьи.

- Закрасьте только те клеточки, в которых написан ъ. Давайте проверим.

При правильном написании должно получиться:

Ъ

Ъ

ь

ь

Ь

Ь

Ъ

Ь

ь

Ь

Ь

Ъ

Ъ

Ъ

Ь

Ь

Ъ

ь

Ъ

Ь

ь

Ъ

Ъ

Ъ

ь

6. Работа в парах сменного состава.

У учащихся есть карточки. Каждый ученик заранее выполнил своё задание. Затем ученик объяснил учителю, как он выполнял это задание.  Далее дети, которые сидят за одной партой,должны поменяться карточками и выполнить задание товарища. После того, как задания выполнены и проверены обоими учениками, пара распадается. Из свободных учеников создаются новые пары, которые продолжают обучать друг друга по своим карточкам. Затем осуществляется смена пар между детьми каждого ряда, которые сидят справа (по типу “ручеёк” Движение осуществляется до того момента, пока все дети, не займут свои места. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Когда возникают сомнения, школьники могут свериться с карточками "Проверь себя", которые лежат на столе педагога.

Во время работы ученики свободно перемещаются по классу, обсуждают с партнерами способы решения, выясняют спорные вопросы. При необходимости обращаются к учителю.     Работая в парах, дети за правильный ответ ставят друг другу отметки или + . Данные вносят в таблицу.

Лист учета работы ученика _______________________в течение урока.

Номер задания

С кем работал (фамилии учащихся)

Баллы

1

   

2

   

3

   

4

   

Карточки для взаимодиктанта

Вставьте нужную букву № 1.

В…ющееся растение, восьмой под...езд, быстро раз...единили, строгий суд...я, сер...ёзный экзамен.

Вставьте нужную букву № 2.

Завывание в...юги, в...едливый запах, интересное интерв...ю, с...едобные грибы, без...ядерная зона.

Вставьте нужную букву № 3.

Мурав…и, об…едает, руж…ё, с…ехал, ш…ёт, в…ётся, с…езд, счаст…е, л…ётся, обез…яна, с…ела, об…явление.

Вставьте нужную букву № 4.

Птич..и следы, дружеские об..ятия, бег с бар..ерами, белоснежное бел..ё, под…ёмный кран.

Вставьте нужную букву № 5.

П…еса о дружбе, раз...ехались в разные стороны, п...ёт вкусный сок, об...яснил правило, волч...и стаи, об...елся рыбой.

Вставьте нужную букву № 6.

Крутой под...ём, коз...е молоко, пред...юбилейная репетиция, раз...ярённый лев, об…явили о поездке.

Вставьте нужную букву № 7.

Жмутся к жил...ю, неожиданный от…езд, вз...ерошенный воробей, вкусное варен...е, голосистые солов...и, от...езд друга.

Поскольку пары завершают работу в произвольный момент времени, и, чтобы не допустить того, что не найдут новых партнёров ,используются индивидуальные карты, как необходимость отслеживания индивидуальной траектории развития ученика.

7. Итог урока.

- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?

- Как думаете, достигли вы этой цели?

8. Рефлексия результативности урока.

- Оцените свою работу на уроке. Какой высоты вы достигли сегодня на уроке? Нарисуйте себя на вершине горы, если у вас всё получилось. Ниже, если есть ещё затруднения.

- Поскольку вы достигли цели нашего урока, то настроение у меня осталось такое же как и в самом начале урока.

9. Д/з по выбору.