Математический лабиринт

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Данное мероприятие (соревнование команд) может быть проведено для обучающихся любого возраста основной школы и по любому предмету при условии изменения заданий. Лабиринты могут предлагаться и на уроках, в качестве индивидуального задания или задания для пар.

Цели.

  • Развивать познавательную деятельность обучающихся.
  • Развивать устойчивый интерес обучающихся к математике.
  • Расширять кругозор учащихся.

Оборудование.

Начерченный на полу лабиринт (с помощью кассовой ленты и скотча, с помощью краски). (Рисунок 1.) Лабиринты для каждого болельщика в подарок. (Рисунок 2.)

24 конверта с заданиями 4-х цветов, по числу команд (или 12 конвертов для 2-х команд, 18 конвертов для 3-х команд). 4 таблички разного цвета со словами: лень, невежество, безделье, равнодушие. Ножницы и бумага для каждой команды, цветные клубки с нитями. Карта Древней Греции VII–V в. до н. э. Макет корабля.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Происхождение задач о лабиринтах относится к глубокой древности. Древние считали задачу о лабиринтах вообще неразрешимой. Человек, попавший в лабиринт, не мог уже из него выйти, если только какое-либо чудо или случай не приходили ему на помощь.

Однако, безвыходных лабиринтов нет, разобраться и найти выход из самого запутанного лабиринта не составляет особого труда, если только знать, как действовать. Слово “лабиринт” – греческое и в переводе означает ходы в подземельях. Существует, действительно, много природных подземных пещер с огромным количеством по всем направлениям перекрещивающимися коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться, потеряться и, не найдя выхода, умереть от голода и жажды. У древних писателей мы встречаем указание на существование искусственных лабиринтов, например, у египтян. В конце концов, словом “лабиринт” чаще всего обозначали именно искусственное чрезвычайное сложное сооружение, составленное из очень большого числа аллей и галерей, бесконечные тупики которых заставляли попавшего туда бесконечно блуждать в тщетных поисках выхода. Об устройствах таких лабиринтов слагались целые легенды. Мы предлагаем вашему вниманию самую известную легенду о лабиринте.

Выходят ведущие в греческих одеждах и начинают театрализованное представление.

Во время представления одна из учениц показывает называемые города и путь, пройденный кораблем Тезея на карте Древней Греции.

Ведущий 1.

Сегодня расскажем мы вам, о, гости Эллады,
Легенду о подвиге славном героя Тезея.
Много легенд сложено было о нем…
Мы же расскажем вам ту, в которой Тезей убил Минотавра, пройдя Лабиринт.
Но все по порядку…

Ведущий 2.

Родился на острове Крит, что с Грецией рядом, маленький Минос.
Зевс-громовержец отцом его был, а мать его звали Европа.
Люди на острове том жили, как дикие звери.
Где-то рождались града, а здесь люди ютились в пещерах.
Выросши, Минос решил, что покончит он с жизнью такой.

Ведущий 3.

Поднялся он на гору, в пещеру вошел,
С молитвой к отцу обратился.
И внял громовержец молитве его.
Спускался же Зевс ни малым, ни многим, а 9 тех лет,
Что записывал Минос в пещере советы его, обращая в законы.

Ведущий 1.

А выйдя оттуда, собрал же наш Минос людей, создал города.
И выбрали люди носителей власти,
Чтоб правили ими во имя, в пределах закона.
И сто городов возникли на острове том благодатном.
Лес Крита давал древесину, чтоб строить суда.
И вскоре познала Эллада и силу,
И мощь Миноса – острова Крита царя.

Ведущий 2.

Блистательный брак завершил величие и счастье той жизни:
Дочь Солнца дана ему в жены была.
Но слишком великое счастье превыше сил смертной природы…
И он возгордился! Он – Минос – он равен не людям, он равен богам!
Другим он – законов создатель,
Себе – законом избрал произвол.

Ведущий 3.

Разгневался Зевс, послал наказание:
Жена родила ему сына – да, просто урода –
Все тело его – человек, а выше взгляни, быка голова на плечах.
О, ужас! Не мог же сам Минос убить существо, которое сыном считал.

Ведущий 1.

И рос Минотавр – “бык Миноса”, народ его так и прозвал, в объеме и силе.
Гнушался растительной пищи, а всякому мясу – людское предпочитал.
А с ним рос позор!
Хоть с глаз бы долой скрыть чудовище…Как?

Ведущий 2.

Потребовал Минос Дедала, того, что в Афинах ваял “ходящие” статуи первым,
Ему приказал, особый чтоб дом он построил.
И выполнил мастер заказ…
Построил он дом Лабиринт, где в центре чудовище жило.
Ходы его к центру вели, а выхода не было вовсе.
Дверь дома всегда же открыта.
И все любопытные прямо к чудовищу шли на обед.

Ведущий 3.

Как мы говорили: Эллада познала и силу, и мощь острова Крита царя.
Теперь же пребудем в Афины, где старый Эгей приветствует сына Тезея,
Где всем Афинянам понравился юноша смелый.
Но счастье и радость от встречи исчезли в мгновение ока,
Как будто зловещая туча накрыла великий тот город.

Тезей.

Что здесь происходит, отец мой?

Ведущий 3.

Тезей обратился к Эгею.

Тезей.

Как будто поминки справляют, так мрачен стал город Афины.

Ведущий 3.

Склонил Эгей седую главу, печально он сыну ответил:

Эгей.

Надвигаются тяжкие дни, сын мой. Тебе пора уже знать, что несколько лет тому назад Афины потерпели поражение от войск царя Миноса, который царствует на острове Крит. И победители – критяне наложили на нас тяжелую дань. Ежегодно Афины должны отправлять 7 самых красивых юношей и 7 самых красивых девушек на остров Крит, где в хитросплетениях Лабиринта живет страшное существо – Минотавр. Это получеловек – полубык. Минотавр питается людьми – он и пожирает тех, кого мы вынуждены посылать на Крит…На днях в Афинах будут бросать жребий, кого именно из юношей и девушек придется принести в жертву Минотавру.

Тезей.

О нет, отец мой, в этом году я поплыву одним из 7 юношей и сумею сразить Минотавра. Твой меч со мной, отец. И рука моя не изменит мне.

Эгей.

Тезей, дорогой мой Тезей! Ты видишь эту большую скалу над морем? Каждый день, с утра до вечера, я буду стоять на ней, ожидая твоего возвращения. И если удастся тебе вернуться домой победителем, то прикажи заменить черные паруса корабля на белые. Я издали увижу их – и мое старое сердце загорится новым желанием жить с тобой и для тебя, сын мой.

Ведущий 1.

Скорбным всегда был этот путь, но не было слышно рыданий обреченных.
Вселил в них надежду отважный Тезей, и каждый мечтал был спасенным.
7 дней плыл корабль, и вот он Талос – огромный охранник Крита.
Он их пропустил, их встретят другие – воины, Миноса свита.

Ведущий 2.

Да, Минос сам лично всех осмотрел холодным жестоким взглядом:
“Достоин стать пищей ты первым, Тезей,
Других Минотавр съест всех разом”.

Ведущий 3.

Схватили, пленили, нет больше меча.
Что делать, как можно спастись?
Вдруг щелкнул замок поворотом ключа,
Дочь Миноса в темницу вошла.

Ариадна.

Меня ты пленил отвагой своей, и мужества не занимать.
За свет ясных глаз, за россыпь кудрей не стоит отца умолять.
Пришла я помочь тебе, слышишь, беги, корабль стоит у воды.

Тезей.

Не будет же этого, впрочем, пока, пока Минотавр не убит.

Ариадна.

Я верила в смелость твою, о. Тезей, так меч свой скорее бери.
Убей Минотавра, вернись к нам сюда. Товарищей освободи.
Но как же вернешься?

Тезей.

Не знаю. И все ж, сейчас же иду в Лабиринт,
Убью Минотавра, чтоб больше никто в сетях его не погиб.

Ариадна.

Возьми вот клубок, о. храбрый Тезей,
Пусть боги помогут тебе!
А тонкого шелка нить пусть, укажет тот путь, что ведет к нам назад.
Иди же, я буду ждать.

Ведущий 1.

И он не считал поворотов, ветвей,
И времени не считал.
Покончить с чудовищем скорей он хотел,
И час этот вскоре настал.
Убит Минотавр ударом меча – повергнуто страшное зло.
В стену Лабиринта вонзились рога, а тело поникло его.

Ведущий 2.

Но нужно спасти других афинян, нить шелка в руке дрожит.
Скорей на корабль, поднять паруса, так хочется счастливо жить.
Но снова печаль: Дионису нужна красавица царская дочь.
Не смеет герой перечить богам, ну, как тут сумеешь помочь.
В печали забыл сменить паруса на белый победный цвет.
А старый Эгей все в море смотрел, надежду в сердце храня.

Ведущий 3.

Увидел царь утром в море корабль, забилось сердце его.
Но черный цвет паруса резал глаза, как жить, если сына нет?
В отчаянии бросил корону свою в бурлящие воды Эгей,
Последовал сам в пучину морскую, чтоб с жизнью покончить скорей.

Ведущий 1.

И снова на сердце Тезея печаль: забыл, и отец погиб.
Афины скорбели о старом царе и радовались, что победили.
Тезей стал на долгие годы царем, любимым царем афинян.
А нить Ариадны он помнил всегда, она его в жизни вела.

Исполняется танец Сиртаки “освобожденными” юношами и девушками

Учитель. Славный Тезей победил Минотавра, пройдя Лабиринт. Обратный путь он нашел с помощью нити Ариадны. Сегодня мы с вами будем проходить свой лабиринт, побеждать своего Минотавра.

Командам приготовиться к старту. Для выбора дорожки, командам необходимо с помощью ножниц и бумаги сделать эмблему для каждого члена своей команды (по мере выполнения задания команды выбирают цвет старта).

Каждой команде для прохождения лабиринта необходимо решить 6 задач, с тремя вариантами ответов, один из которых правильный. Решив задачу, команда продвигается по той дорожке, номер которой совпадает с номером выбранного ответа. Если вы зашли в тупик, то вы должны вернуться к предыдущему этапу, перерешать задачу и выбрать другой ответ. Задания лежат в конвертах вашего цвета. Обратный путь вы найдете с помощью клубка нитей вашего цвета, который вам вручит Ариадна.

Команды выполняют задания и продвигаются по лабиринту, начерченному на полу.

В результате прохождения лабиринта первая команда “побеждает” ЛЕНЬ, вторая – БЕЗДЕЛЬЕ, третья – НЕВЕЖЕСТВО, четвертая – РАВНОДУШИЕ.

Выход из лабиринта команды находят с помощью нити, которую они оставляли на своем пути, раскручивая клубок.

Учитель. Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда сумели победить в себе “Минотавра” в виде лени, равнодушия, невежества, безделья и других пороков, чтобы вы всегда могли найти путь из любого лабиринта. А нитью Ариадны пусть будут ваши знания, умения и навыки. И помните, безвыходных лабиринтов нет.

Возможный вариант предлагаемых заданий.